Моя душа

Самая знаменитая королева-колдунья вуду в Северной Америке, хотя в действительности это были два человека: мать и дочь. Будучи лидерами поклонявшихся вуду в Новом Орлеане в течение XIX в. и, возможно, в ХХ в., обе женщины кратко изложили сенсационные сведения о религии: магической силе, умении держать под контролем любовь, врагов и секс.
читать дальше
Мари Лаво, предположительно, родилась в Новом Орлеане в 1794 году и считалась свободной цветной женщиной. Она была мулаткой, смешанной чёрной, белой и индейской крови; существуют описания её как потомка французского аристократа или дочери богатого белого плантатора. В записях о её браке 4 августа 1819 года с Жаком Пари, свободным цветным человеком из Сент-Доминика (Гаити), говорится, что Мари была незаконной дочерью Шарля Лаво и Маргариты Даркантель. Мари была высокая и изящная, с чёрными вьющимися волосами, сверкающими чёрными глазами, красноватой кожей и «хорошими» чертами лица (имеется в виду, что её лицо было больше похоже на лицо белого человека, чем на негра). Она вместе с Жаком Пари жила в доме на Норт Рэмпарт Стрит, который им дал Шарль Лаво в качестве части приданого Мари.
Пари был квартероном – белым на три четверти. Вскоре после женитьбы он исчез, вероятно, вернулся в Сент-Доминик. Примерно через пять лет появилась запись о его смерти, однако свидетельства о захоронении не было. Задолго до этого Мари стала называть себя вдовой Пари и завела парикмахерскую, обслуживавшую богатых белых и креольских женщин в Новом Орлеане. Эти женщины доверяли Мари свои самые интимные секреты, рассказывая о своих мужьях, любовниках, доходах, о любовницах их мужей, их делах, их страхах потерять рассудок или если кто-нибудь обнаружит в их предках негритянскую кровь. Мари выслушивала и запоминала их признания, которые позже использовала, чтобы укрепить свою колдовскую славу.
Несколько лет спустя, около 1826 года, Мари сошлась с Луи Кристофом Дюмин де Клапион, другим квартероном из Сент-Доминика, который вместе с ней переехал в Норт Рэмпарт, где и прожил до самой своей смерти в 1855 году (в некоторых источниках указывается 1835 год). Они никогда не были женаты, но у них с Мари один за другим родились 15 детей. Она прекратила своё дело, закрыла парикмахерскую и обратила всю свою энергию на то, чтобы стать высшей колдуньей вуду в Новом Орлеане.
Чернокожие тайно практиковали колдовство в Новом Орлеане с тех пор, как туда прибыли первые корабли с рабами. Новый орлеан был в большей степени франко-испанским, нежели англо-американским, а рабы прибывали из тех же местностей Африки, которые посылали негров работать на французские и испанские плантации в Карибах. После того, как чёрные завоевали независимость на Гаити в 1803 – 1804 годах, плантаторы-креолы привезли с собой своих рабов к дружественным берегам южной Луизианы из Сент-Доминика и других западных индейских островов. Эти рабы активно практиковали древние культы, и они стали быстро распространяться.
Существовали рассказы о тайных обрядах, отправлявшихся глубоко в дельте реки, в которых обожествлялась змея по имени Зомби; там были танцы, оргии, пьянство и занятия любовью. Почти треть почитателей Зомби были белые, которые мечтали обрести власть, чтобы возвратить утраченного любовника, завести нового, устранить неугодного партнёра по бизнесу или уничтожить врага. Сборища стали настолько частыми, что белые хозяева испугались, что чернокожие смогут объединиться и восстать против них. В 1817 году муниципальный совет Нового орлеана принял решение запретить чернокожим собираться для танцев или других целей, кроме как по воскресеньям и только в местах, отведённых для этого мэром. Разрешённым местом была площадь Конго на улице Норт Рэмпарт, которая теперь называется площадью Борегард. На ней в течение более 20 лет негры, большинство из которых были колдунами вуду, встречались, танцевали и пели, открыто поклонялись своим богам, в то же время делая вид, что развлекают белых своей африканской «тарабарщиной».
В начале 1830-х годов в Новом Орлеане было много королев вуду, которые боролись за право господствовать на воскресных танцах на площади Конго и на тайных церемониях на озере Понтшартрен. Но когда «мамзель» Мари Лаво решила стать королевой, как сообщали современники, другие королевы по сравнению с ней поблекли, некоторые не устояли перед её могущественными духами и были выброшены грубой силой. Будучи всегда истинной католичкой, Мари Лаво добавила много нового в великолепные церемонии вуду из католического богослужения, включая святую воду, ладан, статуэтки святых и христианские молитвы.
Она первая взяла под свой контроль обряды на озере, превратив их в огромные спектакли, и стала приглашать полицию, прессу, молодых новоорлеанских повес и других охотников за острыми ощущениями, которые интересовались запрещёнными развлечениями. Впервые за эти зрелища стала взиматься плата, что сделало вуду весьма выгодным делом. Другие, более тайные, оргии были организованы для богатых белых мужчин, которые искали красивых любовниц среди чернокожих, мулаток и квартеронок.
Мари руководила этими сборищами, на которых никто из вновь пришедших не мог уединиться, и почти каждое такое сборище становилось достоянием общественности. Затем она взяла под свой контроль танцы на площади Конго, выходила на обнесённую забором и снабжённую воротами арену и перед каждым танцем выступала со змеями на глазах у зачарованной публики.
В результате сведения об этом просочились в будуары креолок, и значительные познания Мари в колдовстве, а также её неповторимый стиль и чутьё сделали её самой могущественной женщиной в городе. Белые всех сословий обращались к ней за помощью. Она устраивала их различные дела и любовные связи, а негры признавали её своим лидером. Судьи платили ей по 1 000$ за то, что она помогала им победить на выборах, и даже самые незначительные любовные приворотные порошки стоили белым до 10$. Но лишь немногие чернокожие платили ей за услуги. Она стала настолько известной, что первое, что делали приезжие в Новый Орлеан, − это был визит к Мари, чтобы она прочла для них заклинания.
Почти каждый новоорлеанец, доживший до Второй мировой войны, мог бы что-то рассказать о Мари Лаво, некоторые о матери, кое-кто – о дочери, которая поразительно напоминала мать и продолжила династию Лаво. Без сомнения, многие легенды явно преувеличены, их трудно отнести к матери либо к дочери, но самые лучшие рассказы переданы в книгах «Вуду в Новом Орлеане» Роберта Талланта и «Таинственная Мари Лаво, королева вуду» Раймонда Дж. Мартинеса.
В 1869 году Мари Лаво I была председателем последнего официального конклава вуду, на котором собравшиеся почитатели решили, что она должна уйти в отставку, поскольку ей давно уже миновало 70 лет. Она продолжила свою работу в одиночестве и полностью не прекращала активной деятельности вплоть до 1875 года, когда она переехала в свой дом на улице святой Анны и не покидала его до смерти, наступившей в 1881 году.
Однако для верующих Мари Лаво не изменилась с 1830-х годов, она в их глазах оставалась всё такой же высокой, красивой женщиной с искромётными чёрными глазами и силой, удерживающей в своей власти их жизни. Это была Мари Лаво II.
Мари Лаво Глэпион родилась 2 февраля 1827 года и была одной из 15 ребятишек, заполнявших коттедж на улице святой Анны. Хотела ли Мари I определить свою дочь в свои последовательницы или Мари II сама выбрала себе такую роль, никому не известно. У неё была более светлая, чем у матери, кожа, при этом она была такой же высокой и прямой, как её мать. У неё были вьющиеся чёрные волосы и тонкие черты лица. Некоторые источники свидетельствуют, что зрачки её глаз имели форму полумесяца. Очевидно, она не отличалась теплотой, свойственной Мари I, и поэтому внушала больше страха и робости, чем её мать. Так же как мать, Мари II начала карьеру как парикмахер, она содержала бар и публичный дом на улице Бурбон между улицами Тулуз и святого Петра.
vk.com/nepoznanoe?z=photo-1991651_456239671%2Fa...