Любое корыстное действие не приносит постоянного результата, и польза от него временна. Чтобы быть бескорыстным нужно подвергать себя добровольным лишениям. Вообще же любое действие, которое ведёт нас к добровольным лишениям, называется аскезой. Многие люди совершают аскезы с целью прославиться или получить деньги. На самом деле добровольные лишения себя удобств должны совершаться с целью самоосознания и очищения от грехов, а также с целью помочь другим людям. Только тогда добровольные лишения или аскезы находятся в благости и приносят человеку счастье. С другой стороны, аскезы, которые имеют в своей сути корыстные мотивы, дают лишь временный успех и большого счастья принести не могут. Признаки аскезы в страсти описаны в "Бхагавад-гите", 17.18:..
"Аскезы, совершаемые из гордости, для того, чтобы завоевать почёт и уважение других и стать объектом всеобщего поклонения, являются аскезами в гуне страсти. Они дают временный результат и носят неустойчивый характер"... ...
читать дальше
ЧИТАТЕЛЬ: Объясните, пожалуйста, механизм того, как добровольные лишения и трудности, которым человек себя подвергает, могут принести счастье?
АВТОР: Наш ум контактирует с окружающим миром через чувства, которые действуют как щупальца, привязывающиеся к объектам своего наслаждения. Добровольные лишения - это сознательный контроль чувств. Если человек совершает аскезы и лишает себя ненужного удовлетворения чувств типа: лишний сон, переедание, чрезмерное занятие сексом, привязанность к спиртному, никотину, наркотикам и дорогим вещам, то он копит в своём сознании необычный вид силы под названием сила воли. Сила воли увеличивает у нас свободу выбора - напрячь свою волю и отказаться от наркотика или идти на поводу у чувств и принять его. У человека, который не пытается совершать аскезы, не хватает терпения для того, чтобы сделать свою свободу выбора действительно прочной и непреклонной. Как в том анекдоте: "Бросить курить не трудно! Я уже 100 раз бросал и могу бросить ещё". Чтобы не попасть в подобную ситуацию нужно, хотя-бы для контроля ненасытных чувств, ежедневно совершать аскезы. Точно также необходимо и удовлетворять чувства, а иначе можно получить какое-нибудь нарушение психики. Благостные люди учаться правильно удовлетворять свои чувства. Правильнее всего их удовлетворять с помощью деятельности по своей природе направенной на общее благо. Еще более возвышенный метод удовлетворять свои чувства это пытаться полюбить занятия духовной практикой. Чувства всегда должны быть удовлетворены, но они должны быть удовлетворены в Гуне благости. Именно для того, чтобы чувства находились благости и не желали всяких глупостей каждый здравомыслящий человек должен совершать аскезы, которые дают нам силу самоконтроля. Поэтому, если
1) не совершать аскез и
2) не учиться контролировать свои чувства,
то нет никаких шансов быть в благости и избежать влияния на сознание гуны страсти. Этот факт подтверждается в "Шримад Бхагаватам", 11.13.11:
"Тот, кто не контролирует свои чувства, попадает под контроль материальных желаний и, таким образом, сбивается с толку сильными волнами гуны страсти. Такой человек выполняет материальную деятельность, хотя ясно видит, что результатом будут лишь будущие несчастья".
В целом нужно знать, что, совершая аскезы в благости, человек может добиться самой труднодостижимой цели. Именно аскезы в благости дают нам силу решительно двигаться вперёд к своему жизненному идеалу.
Гуна страсти привязывает человека к телесному пониманию счастья
Все виды материального счастья делают чувства ненасытными и лишают человека возможности их контролировать. Поэтому разумный человек силой воли приучит свои чувства радоваться духовной деятельности, а не материальной.
ЧИТАТЕЛЬ: Везде пишется, что мы должны заботиться о себе, иначе болезни и страдания неизбежны. Вы же утверждаете, что нужно, наоборот, подвергать себя лишениям, и тогда придёт счастье. Как можно сопоставить эти два несовместимых понятия?
АВТОР: Я полностью согласен с Вашей идеей о том, что "нужно заботиться о себе и тогда будешь счастливым". Некоторые люди считают, что забота о себе это прежде всего создание комфортных условий жизни и также иметь во всем достаток. Я не против того, что жить нужно в нормальных условиях. Однако согласитесь, что каждый человек, в зависимости от его сознания, по-разному понимает этот вопрос про "нормальные условия жизни". Оказывается, все люди по-разному понимают свою природу и поэтому по разному воспринимают себя как личность. В результате и понимание счастья у всех разное. Однако не всякое понимание что является счастьем действительно приносит счастье. Перечислим основные виды самоотождествления и соответсвующих ему концепций счастья:
1.Некоторые думают, что "я - это тело", поэтому счастье - это когда телу хорошо. Такое понимание себя и своего счастья называется телесной концепцей жизни. Человек, находясь в телесной концепции, считает, что счастье - это когда телу комфортно, оно сыто, ухожено, отдохнувшее и т.д.
2.Другие находятся на чувственной платформе и считают, что счастье - это не просто комфорт, а изысканный комфорт, не просто еда, а изысканная еда, не просто одежда, а изысканная одежда, не просто квартира, а изысканная квартира. Чувственная платформа мало чем отличается от телесной, но всё же по уровню сознания находится несколько выше.
3.Третьи люди отождествляют себя со своей жизненной энергией и считают счастьем походы, спорт, танцы, физкультуру. Они, несомненно, имеют сознание выше, чем у первых, и у них примерно такой девиз: "Покой нам только снится".
4.Четвертые имеют умственную платформу и считают, что счастье - это знать всю информацию. Они изучают всё, что придётся, и чем больше они знают, тем счастливее себя чувствуют. Умственная платформа уже позволяет задуматься о том, что нужно пытаться очистить сознание. Человек на умственной платформе сильно приближается к гуне благости. Постепенно он начинает понимать, как надо правильно жить и начинает отождествлять себя с разумом.
5.Следующий уровень сознания - это платформа разума. На этой платформе человек, отождествляющий себя с разумом, по праву считается разумным живым существом. Для него счастье - это самоосознание. Изучая как нужно правильно жить, чтобы быть счастливым, он быстро освобождается от всех корыстных идей и начинает пытаться понять свою духовную природу. 6.Следующий уровень понимания себя - духовный. Человек, понимающий, что он - душа, сильно хочет проявлять свои духовные качества, а именно - приносить духовное благо людям и жить для Бога. Именно в этом духовный человек чувствует заботу о себе. Тем не менее, сытая жизнь и телесный комфорт мешают понять себя как душу, и поэтому человек, стремящийся к счастью, добровольно подвергает себя некоторым лишениям, которые находятся в гуне благости. Если человек утвердился на платформе разума, то для него подобные лишения - лишь удовольствие, так как испытывая их, он счастлив.
Таким образом, мы видим, что, на самом деле, все люди должны стремится к счастливой жизни и заботится о себе. Однако, забота о себе выражается у всех по-разному. Одни люди понимают, что они не могут жить, не принося счастья другим, и это тоже забота о себе. Другие думают, что забота о себе - это забота о своём теле, своей жизненной энергии, своих чувствах или своём уме. Только начиная с заботы о себе как разумном живом существе, человек воистину заботится о себе. Мы - разумные живые существа, и наша забота о себе означает, прежде всего, использовать свой разум в поисках истинного счастья. В противном случае получится то, что описывается в "Шримад Бхагаватам", 11.13.9:
"Человек, лишённый разума, сначала ложно отождествляет себя с материальным телом и умом, и когда такое ложное знание возникает в сознании человека, материальная страсть, причина великих страданий, проникает в ум, который по своей природе находится в гуне благости. Затем ум, осквернённый страстью, полностью попадает под влияние низших гун материальной природы. Так глупый человек становится обеспокоенным невыносимыми материальными желаниями".
Таким образом с первого взгляда кажется что самый лукчший способ позаботиться о себе это создать комфорт и уют. Однако именно такое понимание вещей обычно приводит к очень большим беспокойствам и проблемам.
Гуна страсти усиливает материалистичный ум и ослабляет разум
Сначало поговорим о том каким должен быть сильный разум. Сильный разум, обладая практическим знанием счастливой жизни не дает уму и чувствам попасть под влияние Гун страсти и невежества. Однако если понимание счастья эгоистично, то сам разум становится причиной своей собственной деградации. Именно в разуме находится сила вызывающая дергадацию - ложная концепция счастья в страсти.
ЧИТАТЕЛЬ: Объясните пожалуйста как сделать разум сильным, благостным, способным контролировать ум и чувства?
АВТОР: Это возможно только в процессе прктического применения в жизни знания исходящего из писаний. Другими словами только мудрость сделает разум мудрым, но для этого нужно работать над собой.
Изучая, как нужно правильно жить и на практике применяя это, человек может достигнуть гуны благости. Однако, и это не предел наших возможностей. Мы можем очиститься даже от гуны благости и стать вне влияния гун материальной природы. Гуны всегда действуют через разум или через нашу концепцию счастья, которая находится в разуме. Поэтому , если мы развиваем в себе трансцендентную (духовную) благость, то разум привязывается уже не к материальной концепции счастья, а духовной. Так, духовный по своей изначальной природе, разум очищается от материальной скверны и становится чистым духовным разумом. Только чистый духовный разум способен полностью контролировать ум и чувства.
Освободить разум от материального представления о счастье можно только одним способом - нужно следовать писаниям которые советуют эффективне способы очищения разума. Например, все священные писания мира косвенно или прямо советуют повторять Святые Имена Бога, которые несут в себе вкус духовного счастья, и Их звуковые вибрации также имеют духовную природу. Повторение Святых Имен Бога развивает в разуме трансцендентную благость, являющуюся вершиной совершенства. Только духовный вкус эффективнее всего может очистить и укрепить разум. Однако сразу понять это обычному человеку практически невозможно, поэтому и говорят, что духовное знание содержится в тайне. Тем не менее, мы можем в своих рассуждениях упомянуть о том, как достичь высшего счастья, тем более, что об этом открыто говорится в "Шримад Бхагаватам", 11.13.1:
"Три гуны материальной природы, а именно благость, страсть и невежество, имеют отношения к материальному разуму, но не к духовной душе. Развивая материальную благость, можно победить гуны страсти и невежества, а, культивируя трансцендентную благость, можно освободить себя даже от материальной благости".
Теперь поговорим о том как неразумный человек влекомый призрачным материальным счастьем ослабляет силу своего разума и делает его подчиненным желаниям ума и чувств.
Человек, который находится на умственной платформе и имеет твёрдый ум, пытается искать счастье с помощью ума. Этот поиск сильно отличается от поиска счастья с помощью разума. Разум связан только с практическим аспектом нашей жизни, но теорию он использует как фундамент, на котором основывается поиск. Ум же занимается исключительно теоретическим поиском истины и, не чувствуя её веса, знает об истине только понаслышке. Приведём пример человека, который ищет истину с помощью ума Он может долго рассказывать об Африке, хотя там ни разу не был. Тот же, кто истину ищет с помощью разума, сначала изучает, что такое Африка. Но если его спросят о ней, он скромно признается, что, так как он не был в Африке, то не может о ней рассказывать. Естественно, что у такого разумного человека появится сильная потребность побывать в Африке. У умника при одной только мысли поехать туда, появится внутреннее сомнение: "А вдруг Африка другая, нежели я её представлял? Что я тогда скажу людям?" Поэтому он все время откладывает свою поездку на потом. Умник боится практических действий в достижении истины, а разумный человек, наоборот, боится знать о ней только теоретически.
Таким образом, мы видим, что ум действует только на уровне теоретических рассуждений, а разум стремится к пракическим действиям. Ум страстного человека стремится просто наслаждаться информацией, она нужна для того чтобы считаться в своих кругах умным. В результате такого настроя пропадает всякий интерес к занию которое пусть скажет что-то не лестное, но практически изменит жизнь в сторону благости. Какой прок страстному человеку от знания которое портит настроение? Так человек в Гуне страсти постоянно усиливает свой ум ненужными знаниями и боиться даже подумать о том что нужно изучать то, что даст какие-то практические перемены. Подобные умники создают филосовские клубы в которых показывают друг другу свою эрудицию. Однако если заходит вопрос о самоконтроле, то они готовы создать целое учение о том, что заниматься самоконтролем вредно лишь бы избежать этого занятия. Главное ни в коем случае не допустить чтобы разум вырвался из оков сильного и безконтрольного ума и сказал свое справедливое слово.
Разум должен быть подчинен не уму, а голосу совести. Но под влиянием Гуны страсти человек боиться голоса совести и пытается с помошью ума подчинить свой разум. Так гуна страсти приводит человека к тому что он начинает бороться со своей совестью и заглушив его немедленно попадает под контрь Гуны невежества.
Вера в страсти
Люди, которые серьёзно верят в Бога, уже находятся в благости. Они свою веру могут называть по-разному, но факт остаётся фактом. Любое знание в страсти утверждает, что моя вера лучше, поэтому, если ты хочешь быть счастливым, то поменяй веру. На самом деле, вера человека возникает не с потолка. Для ее формирования требуется много жезней подряд пытаться постичь истину следуя какому-то одному учению.
ЧИТАТЕЛЬ: Объясните пожалуйста по какой причине человек способен так дого не менять свою веру?
АВТОР: Верящий человек постепенно открывает для себя определеннный вкус счастья взаимоотношений с Богом. Получив однажды этот вполне определенный вкус любви к Богу, он уже не может его забыть и из жизни в жизнь стремится к нему.
В нашем разуме постоянно присутствует стремление к счастью. Если человек достаточно разумен, то наша концепция счастья превращается в сформировавшееся, вполне определённое понимание этого вопроса. Разум ищет своё счастье. Сила, с помощью которой он это делает, называется интуицией или чувством истины. Эта сила приходит в ищущий разум от Сверхдуши. Сверхдуша (представительство Бога внутри нашего тела) хорошо понимает, как лучше преподнести человеку истину. Поэтому перед нами открывается определённый путь истины, который полностью соответствует нашей природе. Имееется ввиду наша глубокая духовная природа указывающая на склонность иметь вполне определенные отношения с Богом.
Когда человек сформировал своё понимание истины, то его стремление к истине называется вера. Веру можно охарактеризовать как подсознательный контакт разума со счастьем, к которому я стремлюсь. По-настоящему верующий человек действительно верит в своё понимание счастья. Вера или интуитивный контакт разума с источником счастья всегда рождает энтузиазм к деятельности, направленной на приближение разума к цели. Если мы действительно стремимся к своему счастью, то энтузиазм нарастает и превращается в решимость. Дальше, когда контакт разума с источником счастья становится очень сильным, то вера превращается в убеждённость, а решимость двигаться к своему счастью становится твёрдой решимостью. Разум человека, который с твёрдой решимостью движется к истинной цели своего поиска счастья, постоянно подпитывается силой счастья, идущего от этого источника счастья.
Если источник счастья действительно достоин наших поисков, то разум, переполняясь счастьем, становится направленным только в сторону своего счастья и не интересуется ничем другим. Такой разум называется однонаправленным или твёрдым разумом. Такой разум без труда контролирует ум и чувства. Твёрдый разум указывает на необыкновенно высокую разумность, и такого человека по праву называют мудрецом. Сознание такого человека описано в "Бхагавад-гите", 2.56:
"Того, кто не теряет равновесия ума даже перед лицом тройственных страданий и не радуется (материальному) счастью, того, кто избавился от (материальных) привязанностей, страха и гнева, называют мудрецом твёрдого разума".
Доктор О.Г.Торсунов