Исследования Лиходькина
Упомянем теперь об очень интересном исследовании педагога И.К. Лиходькина, обнародованном в 1984 году.
Наблюдая в течение 19 лет за учениками 75 школ России и Украины, он установил, что в годы спокойного Солнца школьники более покладисты и немного флегматичны, более ленивы, особенно если это касается общественных мероприятий, у них уменьшается чувство коллективизма. Создается впечатление, что сужается круг их интересов и одновременно уменьшается задиристость. Восприимчивость к похвалам или замечаниям учителей и родителей падает. Реже возникают конфликтные ситуации в школе между педагогами и детьми, а дома — между родителями и детьми. . .читать дальше
В эти годы мало отличников и медалистов, но зато мало и «двоечников».
В годы повышенной активности Солнца диапазон чувств и поступков школьников как бы расширяется, растет их возбудимость и эмоциональность. Многие дети становятся необычайно доброжелательными к окружающим, более склонны проявлять добрые чувства к животным, лучше, глубже чувствуют природу, приобщаются к музыке и искусству, готовы идти на самопожертвование во имя дружбы и товарищества.
В то же время из-за возросшей ранимости дети начинают очень остро реагировать на любые замечания, особенно если они им кажутся несправедливыми. Они становятся дерзкими, чаще грубят взрослым и могут совершать правонарушения.
Активное Солнце, кроме того, способствует более интенсивной работе детской мысли. Возрастает число отличников и медалистов, у определенной категории детей появляется желание самим исследовать явления природы или заняться техническим творчеством, но увеличивается и число второгодников.
В это время отмечается также наибольшая текучесть педагогических кадров, особенно среди молодых учителей. Нового педагога дети всегда встречают настороженно. У них усиливается желание испытать его выдержку, а в годы повышенной активности Солнца — тем более.
Но Солнце действует возбуждающе как на детей, так и на учителя. Только ему в такой ситуации труднее — необходимо сдерживать эмоции и возбужденных детей, и свои. Часто молодому учителю, только что пришедшему из вуза, это оказывается не под силу, у него появляется страх за свое будущее, и через год (или менее) работы в школе он покидает ее, а то и меняет свою профессию. Если бы люди знали, что в этом «виновато» наше светило!
И.К. Лиходькин охватил в своем исследовании только первую и третью фазы историо-метрического цикла А.Л. Чижевского, и его выводы не только подтверждают, но в чем-то даже уточняют результаты Чижевского. И объясняется это тем, что школьники — специфическая категория населения страны, представляющая уникальную возможность получать количественные статистические данные о влиянии Солнца на жизнь людей. Для них разработана и непрерывно функционирует объективная система оценок их общественной и интеллектуальной деятельности.
Кто виноват в эпидемиях
Большой вклад внес А.Л. Чижевский и в дело изучения влияния Солнца на эпидемические заболевания. Его результаты в настоящее время приобретают особую ценность потому, что он работал с материалом того времени, когда медицина не умела еще бороться с такими страшными заболеваниями, как чума, холера и тиф. Стихийный характер возникновения и распространения этих эпидемий давал надежду получить их взаимосвязь с солнечной активностью в «чистом виде». На обширном материале А.Л. Чижевский показал, что наиболее сильные, приносящие смерть эпидемии всегда приходились на годы максимальной активности. Аналогичная закономерность была обнаружена в отношении дифтерии, менингита, полиомиелита, дизентерии и скарлатины.
В 30-х годах ХХ века в Ницце (Франция) случайно было замечено, что частота инфарктов миокарда и инсультов у пожилых людей резко возрастает в дни, когда на местной телефонной станции наблюдались сильные нарушения в ее работе вплоть до полного прекращения связи. Впоследствии было установлено, что нарушения телефонной связи происходят во время магнитных бурь, то есть в периоды беспорядочного изменения магнитного поля Земли. Оказалось, что инфаркты и инсульты связаны с магнитными бурями.
В начале 60-х годов прошлого столетия появилось много публикаций о связи сердечно-сосудистых заболеваний с солнечной активностью; наиболее уязвимыми для солнечного влияния являются люди, уже перенесшие один инфаркт (для них существенно не абсолютное значение индекса активности, а скорость его изменения).
Острые споры вызывал в свое время вопрос о влиянии солнечной активности на возникновение несчастных случаев и травматизма на транспорте и производстве. Это явление было обнаружено еще в 1928 г. А.Л. Чижевским, а в 50-х годах изучалось немецкими физиками Рейнхольдом Рейтером и Карлом Вернером (ФРГ). Вывод был однозначный: число несчастных случаев возрастает с увеличением солнечной активности.
В частности, проанализировав материал около ста тысяч автокатастроф, немецкие ученые установили их резкое увеличение на второй день после так называемой солнечной вспышки.
Судебный медик из Томска В.П. Десятов обнаружил резкое возрастание числа самоубийств (в 4-5 раз по сравнению с днями спокойного Солнца) также на вторые сутки после вспышки на Солнце.
Безумие саранчи
Разнообразие и интенсивность воздействия солнечной активности на организм человека позволяют ожидать определенных эффектов и у других живых организмов. Действительно, в опытах с бактериями, проводившихся в 70-х годах в Крымском мединституте, было замечено, что их колонии замедляли свой рост в дни повышенной солнечной активности.
Известный энтомолог Н.С. Щербинский в 30-х годах показал, что массовые перелеты саранчи происходят с периодом 11 лет. Американский зоолог Ч. Элтон из анализа данных о заготовках шкурок канадского зайца за 100 лет обнаружил, что периоды всплеска численности этих животных приходятся, как правило, на минимумы солнечных циклов. Такая же картина наблюдалась и в совершенно другом географическом районе — в Якутии.
При особо высокой численности популяции начинается ее миграция, которую поначалу пытались объяснять чисто кормовым фактором — полагали, что, уничтожив пищу в регионе своего обитания, насекомые (например, саранча) или животные двигаются в другие места в поисках корма. Однако стадные насекомые и животные часто демонстрируют такое поведение, которое можно охарактеризовать как безумное.
Известный французский эколог Реми Шовен, изучавший поведение животных, писал, что часто саранча совершенно неожиданно может сняться с совсем еще неиспользованного пастбища и унестись в пустыню или ринуться в морскую пучину на верную гибель. И такое поведение присуще не только саранче, но также всем мигрирующим животным. В настоящее время нет удовлетворительного объяснения этого феномена. Не исключено, что и здесь «виновато» Солнце.
Магнитный мир
Как следует из приведенных примеров, взаимосвязь солнечных и земных событий обычно констатируется либо на основании временной корреляции этих событий, либо по совпадению их ритмики. Можно сказать, что на современном уровне знаний система «Солнце — биосфера Земли» представляет собой так называемый «черный ящик», когда известны характеристики сигнала на входе системы и выходной сигнал, но ничего не известно о процессах, происходящих внутри системы.
Существуют различные гипотезы таких взаимосвязей, и одну из них мы здесь изложим.
Как уже неоднократно отмечалось, в начале любой цепочки солнечно-биосферных связей стоят процессы солнечной активности, под которыми обычно понимают все процессы, связанные с рождением, развитием и исчезновением пятен на Солнце. Первые упоминания о наблюдениях пятен на Солнце невооруженным глазом встречаются в китайских хрониках уже в 165 году до н.э. Первое телескопическое наблюдение пятен сделал Галилей в 1610 году с помощью изобретенного и построенного им телескопа, однако только в 1843 году была обнаружена примерно 11-летняя цикличность в изменении числа пятен. Этот один из основных законов пятно-образовательной деятельности впоследствии был назван по фамилиям его первооткрывателей: законом Швабе-Вольфа*.
(*Наиболее доступны для наблюдения даже в небольшой телескоп солнечные пятна — темные образования на видимой поверхности (в действительности — в раскаленной газовой атмосфере Солнца). Температура пятен примерно на 1000° ниже окружающей их поверхности (около 6000°). Темными пятна кажутся наблюдателям по контрасту. Если говорить об их природе, то следует представить себе огромный вихрь, или циклон, или торнадо в огнедышащей атмосфере Солнца. В центре вихря создается разрежение, и температура падает. Движение ионизированного газа по спиралям, как в соленоиде, создает мощные магнитные поля).
Последующие исследования показали, что с этим же периодом меняются площади факелов (ярких областей вокруг пятен), число протуберанцев (облаков холодного газа, плавающих в короне), частота солнечных вспышек и другие индексы солнечной активности.
Вспышки на Солнце занимают особое место как наиболее мощные взрывные процессы, оказывающие существенное влияние на межпланетное и околоземное космическое пространство, а также на магнитосферу, атмосферу и биосферу Земли. Согласно исследованиям ряда авторов, многие вспышки возникают сразу после появления некоторого комплекса активности или через несколько оборотов Солнца после внезапного начала роста такого комплекса. Попадая в сильно проводящее вещество выше расположенной солнечной короны, магнитные потоки «всплывших» комплексов активности или взаимодействуя между собой, или в результате собственных эволюционных изменений, приводят к образованию в атмосфере Солнца токовых слоев, пересоединению силовых линий, что и рассматривается как основная причина возникновения вспышек. При этом происходит внезапное высвобождение огромных энергий в виде коротковолнового излучения — в ультрафиолетовой области спектра, рентгеновского и гамма-излучения, а также потоков заряженных частиц — электронов и протонов.
В настоящее время твердо установлено, что причиной магнитных бурь являются солнечные вспышки, сопровождаемые выбросами заряженных частиц в космическое пространство. Когда такие частицы, несущие с собой магнитное поле, на высотах несколько десятков тысяч км встречают магнитное поле Земли, в месте контакта происходит временное ослабление или усиление земного магнитного поля. Неоднородности потока заряженных частиц беспорядочно меняют магнитное поле Земли, как раз и вызывая магнитные бури.
Сведения о влиянии магнитного поля на организм человека появились уже в глубокой древности. О лечебных свойствах магнита упоминали Аристотель (IV в. до н.э.) и Плиний Старший (I в. н.э.), немецкий врач Парацельс (XVI в.) и английский естествоиспытатель У. Гильберт (XVII в.).
Сейчас известно, что магнитное поле влияет, прежде всего, на регуляторные системы организма (нервную, эндокринную и кровеносную).
Воздействие магнитного поля на нервную систему затормаживает условные и безусловные рефлексы, а в крови магнитное поле вызывает увеличение числа лейкоцитов и изменение свойств тромбоцитов и СОЭ.
Значительные морфологические изменения наблюдаются в щитовидной железе, в надпочечниках и в половых железах (особенно мужских).
Из отделов головного мозга наиболее магнито-реактивными оказались кора больших полушарий и гипоталамус — главный дирижер жизнедеятельности всего организма человека.
Реакция на магнитное поле в определенной степени объясняется изменением проницаемости биологических мембран и свойств водных растворов в организме человека.
Еще в 1934 г. английские ученые, физик Джон Бернал и математик Ральф Фаулер, высказали предположение, что вода имеет псевдо-кристаллическую структуру, то есть состоит как бы из жидких кристаллов. Позже эта гипотеза получила экспериментальное подтверждение, а в наше время жидкие кристаллы широко вошли в быт — они применяются в электронных часах, калькуляторах и в других устройствах. Что касается воды, то в обычных условиях ее кристаллическая структура крайне неустойчива и почти не наблюдается.
Если воду пропустить через постоянное магнитное поле, эта структура становится заметной, а сама вода приобретает ряд необычных свойств.
«Намагниченная» вода дает гораздо меньше накипи, изменяется ее диэлектрическая проницаемость, она иначе поглощает свет.
Прорастание семян, обработанных этой водой, происходит гораздо быстрее.
Все живые организмы более чем на 70% состоят из воды, которая составляет неотъемлемую часть клеток и тканей.
Для «намагничивания» воды внутри организма достаточно даже относительно слабого магнитного поля Земли, то в периоды магнитных бурь следует ожидать резкого изменения степени ее «намагниченности».
Это с неизбежностью должно приводить к изменению характера и скорости протекающих в организме процессов. Вследствие того, что они идут на клеточном уровне, то магнитная буря будет вызывать изменения в поведении всего живого — от человека и до микроба.
В свете этого становится совсем уже неудивительно, что в годы активного Солнца могут происходить столь несхожие события, как Варфоломеевская ночь и опустошительные набеги саранчи.
Все влияет на все
Итак, мы не можем теперь уже представлять нашу Землю как самый удобный космический корабль с неиссякаемыми запасами энергии и пищи, надежно защищающий от всех космических воздействий. Наоборот, стало понятно, что Земля живет во внешней части протяженной короны Солнца, и потому не только получает от него свет и тепло, но и непрерывно подвергается переменным воздействиям гамма-, рентгеновских и ультрафиолетовых излучений, а также солнечного ветра и космических лучей.
Все это вызывает различные, порой даже катастрофические, изменения в магнитосфере, атмосфере, гидросфере, биосфере и, возможно, в литосфере Земли. Перефразируя известное высказывание, можно сказать: все мы ходим под Солнцем.
Величина же цикла его активности пока точно не предсказуема и колеблется в последние десятилетия от 9 до 13 лет.
Астрофизическая наука считает Солнце активной переменной звездой, но ученым пока не ясны все причины ее ритмических изменений. Ищут их во внутренних свойствах Солнца как звезды (динамо-эффекты) и во внешнем окружении планетами, особенно гигантами, в специфических целостных качествах всей системы и даже в действии сторонней «третьей силы».
Сегодняшние знания о Солнце позволяют теоретически предсказать лишь синусоидальный двухлетний ритм этих изменений. А реальное ежегодное изменение числа солнечных пятен, представимое множеством ритмов разной амплитуды, показывает, что преобладают два близкие цикла примерно в 11,1 и 9,9 лет. Их сочетание и создает околостолетний период (90 лет). Причем в последние десятилетия дают о себе знать в среднем уже не 11-летние, а фактически 10-летние циклы. На протяжении 400 лет отмечено возрастание и общего уровня активности Солнца, возможно, этапа более чем тысячелетнего ритма.
11-летний цикл порожден, в первую очередь, гигантом-Юпитером, чей период обращения составляет почти 12 лет (11,86). И не был ли 12-летний ритм свойственен Солнцу раньше? Околостолетний же цикл спровоцирован, прежде всего, влиянием другого гиганта — Урана, имеющего период обращения 84 года (84,01). Так что собственные колебания Солнца резонируют с периодами обращения ведущих планет. Оказалось, что из-за «резонансной раскачки» на Солнце существует приливной «горб» от Урана (!) высотой в несколько метров (от всех планет суммарно это лишь миллиметр); влияние же Сатурна (период 29,46 лет) заставляет «горб» колебаться около направления Солнце—Уран с периодом в 22 года, как раз с тем ритмом, с которым, известно, восстанавливаются меняющиеся через 11 лет знаки магнитных полей на Солнце.
Саму величину периода в 22 года можно легко получить из прямой оценки периода повторяемости взаимного расположения Солнца, Урана, Сатурна:
1/Т=1/Т + 1/Т , где 1/Т — частота обращения, Т=21,81.
Любопытно, что с нумерологической точки зрения — это демонстрация определенной связи цифр 2, 3, 8, часто встречающихся в важных теоретических построениях, в природных системах, следующих принципу Золотого отношения: 1/20 = 1/30+1/80, или 1/2 = 1/3+1/8 = 11/24, где числа 11 = 8+3 и 24 = 8х3 характеризуют строго «золотую» структуру, именно — ее ритмические и пространственные параметры.
Факт воздействия на Солнце трех главных гигантов — Юпитера, Сатурна и Урана — перекликается с древними священными знаниями и как следствие — с мифологической картиной «борьбы титанов», в которой весьма преуспел Сатурн — бог времени (Кронос, Хронос). Он и впрямь «обручен» с кругами — временным и из мелких спутников! Но скоро исчезнут физические кольца — через 500 млн. лет, как подсчитали ученые; да и сам гигант, согласно Сокровенной Доктрине, рассыпается — время его уходит в песок…
Вспомним, что, по древнегреческой легенде, Кронос, рожденный от Геи (богини Земли — Материи), оскопил отца своего Урана (бога Неба), отрезав конечность земного бытия от беспредельности небесного. Вспомним, сколь скоротечно время — атрибут плотного мира; оно будто скрывает и тем ущемляет свое отсутствие в мирах Надземных.
Ось вращения планеты Уран покоится в плоскости движения его вокруг Солнца, не иначе поверженная когда-то могучими вселенскими силами. Вспомним и о нисхождении (инволюции) нетленной Монады с Высших планов бытия на низшие — ради приобретения трудного, но бесценного опыта в нашем мире накопления и распыления Времени. Вспомним, наконец, что именно Сатурн с Ураном по сочетанию своих частот обращения вокруг Солнца демонстрируют дьявольский диссонанс — тритон, встречаемый еще только у Марса с Ураном. Тем подтверждается особое противостояние между высшей по качеству планетой Уран и низшей — Сатурном, отставшей в своей духовной эволюции.
Все планеты, кружась в солнечном танце, наверное, регулярно приводят родное Светило в наибольшее возбуждение. Общий центр тяжести планет с Солнцем не остается в сердцевине звезды, а смещается и гуляет в объеме ее тела, иногда всплывая над поверхностью, как оказалось, с периодом примерно в 11 лет! (по другим оценкам — с удвоенным периодом около 20 лет).
Не эти ли общие для всей системы ритмы периодически ее будят, влияя на турбулентность солнечной плазмы, на внутреннюю динамику и на состояние Земли и остальных планет?
Все мы ходим под Солнцем и живем в его ауре, простирающейся на миллиарды километров…
НФО «Мир через Культуру»
СОЛНЦЕ-СЕРДЦЕ
Исследования Лиходькина
Упомянем теперь об очень интересном исследовании педагога И.К. Лиходькина, обнародованном в 1984 году.
Наблюдая в течение 19 лет за учениками 75 школ России и Украины, он установил, что в годы спокойного Солнца школьники более покладисты и немного флегматичны, более ленивы, особенно если это касается общественных мероприятий, у них уменьшается чувство коллективизма. Создается впечатление, что сужается круг их интересов и одновременно уменьшается задиристость. Восприимчивость к похвалам или замечаниям учителей и родителей падает. Реже возникают конфликтные ситуации в школе между педагогами и детьми, а дома — между родителями и детьми. . .читать дальше
Упомянем теперь об очень интересном исследовании педагога И.К. Лиходькина, обнародованном в 1984 году.
Наблюдая в течение 19 лет за учениками 75 школ России и Украины, он установил, что в годы спокойного Солнца школьники более покладисты и немного флегматичны, более ленивы, особенно если это касается общественных мероприятий, у них уменьшается чувство коллективизма. Создается впечатление, что сужается круг их интересов и одновременно уменьшается задиристость. Восприимчивость к похвалам или замечаниям учителей и родителей падает. Реже возникают конфликтные ситуации в школе между педагогами и детьми, а дома — между родителями и детьми. . .читать дальше