Автор:
Тэм Хант, приглашенный сотрудник МЕТА-лаборатории Джонатана Скулера на факультете психологии и наук о мозге Калифорнийского университета в Санта-Барбаре.
Тэм Хант: Почему мое сознание здесь, а твое — там? Почему вселенная для каждого из нас разделена надвое, на субъекта и бесконечное множество объектов? Каким образом каждый из нас является нашим собственным центром восприятия, получающим информацию об остальном мире? Почему некоторые вещи сознательны, а другие, по-видимому, нет? Сознательна ли крыса? Комар? Бактерия?
Все эти вопросы являются аспектами древней “проблемы разума и тела”, которая, по сути, задает вопрос: какова взаимосвязь между разумом и материей? На протяжении тысячелетий этому в целом удовлетворительному выводу сопротивлялись.
За последние два десятилетия проблема взаимодействия разума и тела претерпела серьезный ребрендинг. Теперь это широко известно как “трудная проблема” сознания, после того как философ Дэвид Чалмерс ввел этот термин в ставшую классической статью и более подробно исследовал его в своей книге 1996 года “Сознательный разум: в поисках фундаментальной теории”.
Чалмерс считал, что проблему взаимодействия разума и тела следует назвать “трудной” по сравнению с тем, что он, не скрывая иронии, назвал “легкими” проблемами нейробиологии: как нейроны и мозг работают на физическом уровне? Конечно, на самом деле это совсем не просто. Но его точка зрения заключалась в том, что они относительно просты по сравнению с действительно сложной проблемой объяснения того, как сознание соотносится с материей.
За последнее десятилетие мой коллега, профессор психологии Калифорнийского университета в Санта-Барбаре Джонатан Скулер и я разработали то, что мы называем “резонансной теорией сознания”. Мы предполагаем, что резонанс – другое слово, обозначающее синхронизированные вибрации, – лежит в основе не только человеческого сознания, но и сознания животных и физической реальности в целом. Звучит так, как будто это придумали хиппи – это все вибрации, чувак! – но держись меня.
Все о вибрациях
Все вещи в нашей вселенной постоянно находятся в движении, вибрируют. Даже объекты, которые кажутся неподвижными, на самом деле вибрируют, осциллируют, резонируют на различных частотах. Резонанс — это тип движения, характеризующийся колебаниями между двумя состояниями. И, в конечном счете, вся материя — это просто вибрации различных лежащих в основе полей. Таким образом, в любом масштабе вибрирует вся природа.
Нечто интересное происходит, когда разные вибрирующие предметы собираются вместе: через некоторое время они часто начинают вибрировать вместе с одинаковой частотой. Они “синхронизируются”, иногда таким образом, который может показаться загадочным. Это описывается как феномен спонтанной самоорганизации.
Математик Стивен Строгац приводит различные примеры из физики, биологии, химии и неврологии, чтобы проиллюстрировать “синхронизацию” – его термин для обозначения резонанса – в своей книге 2003 года “Синхронизация: как порядок возникает из хаоса во Вселенной, природе и повседневной жизни”, в том числе:
– Когда светлячки определенных видов собираются в большие стаи, они начинают синхронно мигать способами, которые все еще могут показаться немного загадочными.
Лазеры образуются, когда синхронизируются фотоны одинаковой мощности и частоты.
Вращение Луны точно синхронизировано с ее орбитой вокруг Земли– так что мы всегда видим одно и то же лицо.
– Изучение резонанса потенциально приводит к глубокому пониманию природы сознания и Вселенной в целом.
Синхронизация внутри вашего черепа
Нейробиологи также выявили синхронизацию в своих исследованиях. Крупномасштабное возбуждение нейронов происходит в мозге человека с измеримой частотой, при этом считается, что сознание млекопитающих обычно связано с различными видами синхронизации нейронов.
Например, немецкий нейрофизиолог Паскаль Фрис исследовал способы синхронизации различных электрических паттернов в мозге для создания различных типов человеческого сознания.
Фриз фокусируется на гамма-, бета- и тета-волнах. Эти метки относятся к скорости электрических колебаний в мозге, измеряемой электродами, размещенными снаружи черепа. Группы нейронов производят эти колебания, поскольку они используют электрохимические импульсы для связи друг с другом. Именно скорость и напряжение этих сигналов при усреднении создают волны ЭЭГ, которые можно измерить со скоростью характерных циклов в секунду.
Гамма-волны связаны с крупномасштабной скоординированной деятельностью, такой как восприятие, медитация или сосредоточенное сознание; бета-с максимальной активностью мозга или возбуждением; и тета-с расслаблением или грезами наяву. Согласно Фрису, эти три типа волн работают вместе, создавая или, по крайней мере, облегчая различные типы человеческого сознания. Но точная взаимосвязь между электрическими мозговыми волнами и сознанием все еще является предметом серьезных споров.
Фриз называет свою концепцию “коммуникацией через когерентность”. Для него все дело в синхронизации нейронов. Синхронизация, выраженная в общих частотах электрических колебаний, обеспечивает плавную связь между нейронами и группами нейронов. Без такого рода синхронизированной когерентности входные данные поступают на случайные фазы цикла возбудимости нейронов и неэффективны или, по крайней мере, гораздо менее эффективны в коммуникации.
Резонансная теория сознания
Наша теория резонанса основана на работах Фриса и многих других, с более широким подходом, который может помочь объяснить не только сознание человека и млекопитающих, но и сознание в более широком смысле.
Основываясь на наблюдаемом поведении окружающих нас сущностей, от электронов до атомов и молекул, от бактерий до мышей, летучих мышей, крысоловов и так далее, мы предполагаем, что все вещи можно рассматривать как хотя бы немного сознательные. На первый взгляд это звучит странно, но «панпсихизм» – точка зрения, согласно которой вся материя обладает неким ассоциированным сознанием, – является все более общепринятой позицией в отношении природы сознания.
Панпсихисты утверждают, что сознание не возникло в какой-то момент эволюции. Скорее, оно всегда связано с материей и наоборот – это две стороны одной медали.
Но большая часть разума, связанного с различными типами материи в нашей вселенной, чрезвычайно рудиментарна. Электрон или атом, например, обладают лишь крошечным количеством сознания. Но по мере того, как материя становится более взаимосвязанной и богатой, то же самое происходит и с разумом, и наоборот, согласно этому способу мышления.
Биологические организмы могут быстро обмениваться информацией с помощью различных биофизических путей, как электрических, так и электрохимических. Небиологические структуры могут обмениваться информацией только внутри себя, используя тепловые пути – гораздо медленнее и гораздо менее насыщенные информацией по сравнению с ними.
Живые существа используют свои более быстрые информационные потоки для передачи сознания более крупного масштаба, чем это могло бы произойти, например, у предметов аналогичного размера, таких как валуны или кучи песка. В биологических структурах гораздо больше внутренней связи и, следовательно, гораздо больше “происходит”, чем в валуне или куче песка.
Согласно нашему подходу, валуны и кучи песка являются “простыми агрегатами”, просто совокупностями очень рудиментарных сознательных сущностей только на атомном или молекулярном уровне. Это контрастирует с тем, что происходит в биологических формах жизни, где комбинации этих микросознательных сущностей вместе создают макросознательную сущность более высокого уровня. Для нас этот процесс объединения является отличительной чертой биологической жизни.
Центральный тезис нашего подхода таков: особые связи, которые обеспечивают крупномасштабное сознание — подобное тем, которыми обладают люди и другие млекопитающие, – являются результатом общего резонанса между многими более мелкими составляющими. Скорость присутствующих резонансных волн является ограничивающим фактором, который определяет размер каждой сознательной сущности в каждый момент.
По мере того, как конкретный общий резонанс распространяется на все новые и новые составляющие, новая сознательная сущность, возникающая в результате этого резонанса и комбинации, становится больше и сложнее. Таким образом, общий резонанс в человеческом мозге, который, например, обеспечивает гамма-синхронность, включает гораздо большее количество нейронов и нейронных связей, чем в случае только бета- или тета-ритмов.
Как насчет большего межорганизменного резонанса, такого как облако светлячков с их маленькими огоньками, мигающими синхронно? Исследователи полагают, что их биолюминесцентный резонанс возникает из-за внутренних биологических осцилляторов, которые автоматически приводят к синхронизации каждого светлячка со своими соседями.
Эта группа светлячков обладает более высоким уровнем группового сознания? Вероятно, нет, поскольку мы можем объяснить это явление, не прибегая к какому-либо интеллекту или сознанию. Но в биологических структурах с нужными информационными путями и мощностью обработки эти тенденции к самоорганизации могут создавать и часто создают сознательные сущности более крупного масштаба.
Наша резонансная теория сознания пытается обеспечить единую структуру, которая включает в себя нейробиологию, а также более фундаментальные вопросы нейробиологии и биофизики, а также философию разума. Она проникает в суть различий, которые имеют значение, когда речь заходит о сознании и эволюции физических систем.
Все дело в вибрациях, но также в типе вибраций и, самое главное, в общих вибрациях.
salik.biz/articles/89948-dazhe-kamni-mogut-obla...