Регионы, где наблюдаемые волны тепла превышают тенденции климатических моделей. Области, выделенные самыми темными красными цветами — самые экстремальные.
Самым жарким зафиксированным годом на Земле был 2023 год, когда температура превысила среднее значение за 20-й век на 2,12 градуса по Фаренгейту. Таким образом был побит предыдущий рекорд, поставленный в 2016 году. На данный момент, за прошедшее десятилетие были зафиксированы 10 самых высоких среднегодовых температур. И, после самого жаркого лета и самого жаркого отдельно взятого дня, 2024 год готов поставить очередной рекорд.
Возможно, это уже не сенсация, но, вместе с этим маршем к вершинам среднегодовых температур возникает новый экстраординарный феномен: отдельные регионы становятся свидетелями повторяющихся периодов аномальной жары, настолько экстремальных, что они находятся за гранью того, что могут объяснить или спрогнозировать существующие модели глобального потепления. В новом исследовании приводится первая мировая карта этих регионов, которые появляются на всех континентах, кроме Антарктиды, в виде злобных гигантских пятен на коже. В последние годы эти периоды аномальной жары убили десятки тысяч людей, уничтожили урожаи и леса, и стали причиной разрушительных пожаров.
«То, с каким огромным и неожиданным отрывом последние пиковые температуры побили предыдущие рекорды, заставляет задуматься о том, в каком масштабе климатические модели могут дать оценку взаимоотношениям между изменением среднегодовых температур и региональными климатическими рисками», — говорится в исследовании.
«Это связано с экстремальными тенденциями в результате физических взаимодействий, которые мы не способны полностью понять, — говорит ведущий автор статьи Кай Корнхубер, научный сотрудник Обсерватории Земли Колумбийской школы климата. — Эти регионы на некоторое время становятся парниками».
Исследование было опубликовано в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.
В работе исследованы периоды аномальной жары, произошедшие за последние 65 лет, и идентифицированы зоны, где экстремальная жара усиливается гораздо быстрее, чем более умеренные температуры. Часто это приводит к максимальным температурам, которые постоянно непропорционально, зачастую невероятно, превышают предыдущие показатели. Например, девятидневная жара, которая обрушилась на северо-запад тихоокеанского побережья США и юго-запад Канады в 2021 году на некоторых территориях побила дневные рекорды на 30°С или 54°F. Тогда же была зафиксирована самая высокая зафиксированная в Канаде температура, 49,4°С в г. Литтон в Британской Колумбии. На следующий день город сгорел дотла от пожара, в основном вызванного иссохшей в невероятной жаре растительностью. В штатах Орегон и Вашингтон сотни людей умерли от теплового удара и других проблем со здоровьем.
Эти экстремальные периоды жары обрушиваются в основном в течении пяти последних лет или около того, хотя некоторые из них происходили в начале 2000-х и раньше. В число наиболее пострадавших регионов вошли густонаселённые центральные территории Китая, Япония, Корея, Аравийский полуостров, восточная Австралия и некоторые части Африки. Также сюда входят северо-западные территории Канады и её заполярные острова, север Гренландии, южная оконечность Южной Америки и отдельные участки Сибири. Также на карте есть участки Техаса и Нью-Мексико, хотя они не попадают в самый экстремальный диапазон.
По данным отчёта, наиболее интенсивные и однозначные сигналы приходят из северо-западной Европы, где регулярные периоды аномальной жары стали причиной около 60 000 смертей в 2022 году и 47 000 смертей в 2023 году. Это происходило на территориях Германии, Франции, Великобритании, Нидерландов и других государств. В последние годы здесь температуры самых жарких дней в году повышаются вдвое быстрее средних температур за лето. Этот регион особенно уязвим потому что, в отличие от таких территорий, как США, мало кто пользуется кондиционерами, так как по традиции в них почти никогда не было необходимости. Вспышки продолжают повторяться; не далее, как в прошлом сентябре новые температурные рекорды были установлены в Австралии, Франции, Венгрии, Словении, Норвегии и Швеции.
Учёные называют эти статистические тенденции «расправлением хвоста», имея в виду возникновение аномальных температур в крайней верхней части спектра тех значений, которых можно ожидать при простом сдвиге вверх средних летних температур. Но этот феномен не повсеместен; исследование показывает, что максимальные температуры во множестве других регионов на самом деле ниже, чем прогнозы моделей. Сюда входят большие районы севера центральной части США и юг центральной части Канады, внутренние регионы Южной Америки, большая часть Сибири, север Африки и север Австралии. В этих регионах жара тоже нарастает, но экстремальные значения растут с похожей или более низкой скоростью, что и средние показатели.
Исследователи выявили меандры в струйном течении Северного полушария, которые могут засасывать горячий воздух с юга и вызывать массивные волны тепла в обширных регионах Северной Америки и Евразии. Изображение взято из исследования 2020 года. (Kornhuber et al., Nature Climate Change, 2020)
Во многих случаях общий рост температур повышает вероятность периодов аномальной жары, но причины экстремальных случаев жары полностью не ясны. В предыдущем исследовании, проведённом под руководством Корнбухера, за периоды аномальной жары и засухи в Европе и России винили неравномерное движение струйного течения, быстро движущейся воздушной реки, постоянно циркулирующей в северном полушарии. Зажатое между в своё время очень низкими температурами крайнего севера и намного более высокими температурами далее к югу, струйное течение обычно ограничивается очень узким коридором. Но Арктика нагревается в среднем намного быстрее, чем остальные части планеты, и, похоже, это дестабилизирует струйное течение, из-за чего в нём образуются так называемые волны Россби, которые высасывают горячий воздух с юга и на несколько дней или недель переносят его в умеренные регионы, где обычно периодов аномальной жары не бывает.
Это лишь гипотеза, и, похоже, она не объясняет всех крайностей. Проведённое студентом магистратуры Самюэлем Бартусеком (одним из соавторов последней статьи) исследование фатальной волны аномальной жары, накрывшей в 2021 году северо-запад и юго-запад тихоокеанского побережья Канады, выявило стечение факторов. Похоже, что некоторые из них связаны с длительным изменением климата, другие — со случайностью. В исследовании было обнаружено нарушение струйного течения, подобное волнам Россби, которые, как полагают учёные, негативно повлияли на Европу и Россию. Также в нём было обнаружено, что происходившее десятилетиями постепенное повышение температур иссушало местную растительность, поэтому, когда на эти регионы обрушилась жара, у растений было меньше запасов воды, испаряющихся в атмосферу, а испарения способствуют смягчению жары. Третий фактор — цикл атмосферных волн, аккумулировавших тепло с поверхности Тихого океана и перенёсших его к востоку на сушу. Так же, как и в Европе, у немногих в этом регионе есть кондиционеры, поскольку обычно в них нет необходимости, и вероятно поэтому там были высокие показатели смертности.
Жара была «настолько экстремальной, что возникает соблазн навесить на неё ярлык события «чёрного лебедя», события, которое невозможно спрогнозировать, — говорит Бартусек. — Но существует граница между абсолютно непредсказуемым, вероятным и абсолютно ожидаемым, которую сложно отнести к какой-либо категории. Я бы сказал, что это, скорее, «серый лебедь».
Хотя богатые Соединённые Штаты подготовлены лучше, чем многие другие регионы, тем не менее, исключительная жара убивает больше людей, чем все остальные связанные с погодой причины вместе взятые, включая ураганы, торнадо и наводнения. Согласно опубликованному в августе этого года исследовании, с 1999 года ежегодный показатель смертности вырос больше, чем в два раза, и в 2023 году эта цифра составила 2325 человек. Недавно в связи с этим стали слышны призывы присваивать периодам аномальной жары имена, подобно ураганам, чтобы повысить внимание общественности и побудить власти готовиться к ним.
«В силу своей беспрецедентной природы, эти периоды аномальной жары обычно связаны с очень серьёзными последствиями для здоровья людей, и могут иметь пагубное влияние на сельское хозяйство, растительность и инфраструктуру, — говорит Корнхубер. — Мы к ним не готовы, и, возможно, не сможем к ним достаточно быстро адаптироваться».
Автор — Кевин Краджик (Kevin Krajick).
Перевод — Андрей Прокипчук, «XX2 ВЕК».
dzen.ru/a/Z3JaL9t0zwsq4QeY