Дима и Андрей разговаривали перед вольером в частном приюте, куда они приехали рано утром – с другой стороны ограждения на них смотрел крупный чёрный пёс, доберман.
– Большой пёс – большие проблемы, – качал головой Андрей, состроив серьёзную гримасу, – уборки дома много…
– Бабуля, не дрейфь, уберу, – успокоил Дима друга.
Андрей знал, что бабушка Димы являлась строгой чистюлей, и собак в их доме никогда не было…
Пёс будто слушал двух друзей, но не сводил глаз с Димы.
Парень в этом году окончил институт и всё лето думал о собаке. Ко дню выпуска отец сделал ему щедрый подарок – квартиру.
“Теперь уж точно возьму”, – думал Дима. Вообще-то, Дима приехал за щенком, но взгляд этого пса будто загипнотизировал его. Он был наполнен такой печалью.
– Что с ним случилось? – спросил Дима у хозяина приюта. – В смысле, его бросили или что-то там ещё…
– Да-а-а, – задумчиво протянул Николай Иванович. Он безумно любил животных, но отличался крайней неразговорчивостью с людьми.
Двое молодых людей выжидательно смотрели на Николая Ивановича, который не спешил отвечать.
– Да-а-а, – снова закивал мужчина, смотря на добермана, – бросили тебя… А какой ты милый мальчик, какой послушный, как бегать любишь...
– И как дело было? К вам в приют подбросили? – Диме ужасно хотелось выяснить всю прошлую жизнь собаки, насколько это было возможно.
– Его хозяин привёз на платную передержку, и так за ним и не вернулся. Одно знаю – у Пупса в прошлом был лишний вес. Да-а-а, дело не шутки, ребятки, у этих псов чувствительный желудок – ему нужен хороший рацион и физические нагрузки.
– Как его зовут, Пупс? – поразился Дима. Пёс вскочил и прислушивался – он явно знал своё имя.
– Да, – кивнул Николай Иванович.
– Физические нагрузки? Без проблем, возьму его с собой в спортзал, – пошутил Андрей.
– Ты же не ходишь в спортзал, – покосился на него Дима.
– В этом мире всё возможно, – отрезал Андрей, ухмыляясь.
– Пупс раньше бегал с хозяином. Или тот за ним… Не помню уж, как дело было, – уклончиво сказал Николай Иванович.
*****
После того, как Дима заполнил документ для нового хозяина животного в старенькой комнате, которую Николай Иванович называл своим кабинетом, они снова пошли к Пупсу.
Николай Иванович подготовил поводок и стал неспеша открывать дверь вольера.
– Так, ребятки, а вы за мной становитесь, ловите его… – сказал мужчина, вручая Диме поводок.
Друзья удивлённо переглянулись, но сделали так, как сказал Николай Иванович.
Пупс, увидев, что дверь открывается, резко рванул к ней и выскочил прочь, чуть не свалив с ног Николая Ивановича. Дима и Андрей тоже растерялись. Дверь на улицу открывалась наружу – Пупс с разгону бухнулся в неё, став на задние лапы, и та резко распахнулась. Мгновение – и Пупс радостно лаял уже где-то на улице.
– Это как… ловить дикого кабана в лесу, – Андрей за словом в карман не лез.
Выбежав, Пупс так радовался свободе, что стал бегать то вокруг одного здания, то вокруг другого. Запыхавшийся и кашляющий Андрей отстал, а Дима продолжал погоню.
Хорошо, что территория приюта была огорожена забором. Пупс почти врезался в него, тормозя перед самым ограждением. Дима поспешно пристегнул поводок к его ошейнику.
– И что это выходит – мы с тобой познакомиться не успели, а ты от меня уже удираешь?
– Бросаю курить, иду в спортзал, – пообещал Андрей, который доковылял до них через несколько минут и всё ещё с трудом дышал, но шутки уже лезли из него наружу, – а я тебе не рассказывал, почему собаки бегают по кругу?
– Почему? – вздохнул Дима.
– Потому что не умеют бегать по квадрату, – при этом Андрей захохотал так задорно, что даже Пупс залаял.
– Это я к чему, – успокоился Андрей, улыбаясь, – твой-то и по квадрату умеет! – и снова по территории приюта разлился хохот.
Дима, которому было не до смеха, повёл Пупса к машине. Его словно тянула какая-то невидимая сила к этому псу, но с Пупсом, видимо, будет непросто.
– Он плохо тормозит, когда разгонится, – говорил им Николай Иванович перед тем, как троица села в машину, – мне кажется, он пребывает в такой радости, что забывает заранее снизить скорость…
По выражению лица Николая Ивановича было трудно определить, рад ли он тому, что Пупс уезжает в новый дом… Мужчина явно очень переживал.
*****
В новой квартире Пупсу сразу понравилось – он устроился на лежанку, которую подготовил Дима для щенка, и уснул богатырским сном – крепким и беспробудным.
Пёс даже ухом не повёл, когда на столе громко заиграл телефон.
– Ну что, сынок, выбрал щенка? – позвонил отец.
– Да, пап, потом покажу тебе… щенка, – пообещал Дима.
Дима смотрел на добермана. Пупс действительно был крупней своих сородичей, однако лишний вес не мешал ему каждый раз во время прогулок пытаться “дёрнуть”, как говорил Андрей.
Дома доберман вёл себя как приличный домашний пёс – нареканий не было...
*****
Прошло несколько недель, и Дима с Пупсом отлично сдружились. Пёс быстро понимал, что от него хочет хозяин. Как-то рано утром Дима повёл его гулять в парк и решил наградить за отличное поведение – отпустить с поводка порезвиться.
Пупс уже знает своего хозяина…
Через несколько секунд после того, как Дима отстегнул поводок, он стоял и растерянно смотрел на поле, по которому, словно ветер, пронёсся Пупс.
– Не может быть, убежал… – Дима схватился за голову.
Пупс скрылся вдалеке так быстро… Дима сначала побежал вперёд – добермана не было видно. Дима прибежал назад, решив, что может пёс вернётся к нему, своему хозяину. Прошло минут десять – Пупса не было.
Дима позвонил Николаю Ивановичу.
– Да-а-а, – протянул мужчина. Дима даже представил, как тот качает головой. – Ну жди там же, прибежит. Он всегда прибегает, – в словах мужчины была такая уверенность.
– Как это “всегда”? Он от вас тоже убегал?
– Ну-у-у да, и от бывших хозяе…– мужчина запнулся, будто сказал лишнего.
– Так, подождите, у него был хозяин, который его оставил?
– Ну да, – вздохнул Николай Иванович на другом конце, – не стало у него хозяина, понимаешь. А потом ещё трое было. Все возвращали, никому, э-э-э… не нравилось.
Вот последний денег даже сунул мне, соврал, что уезжает. Я-то, э-э-э, всё смекнул…
Молчание. Дима был ошарашен. Сколько же раз в жизни Пупса бросали?
– Ну, привози, если хочешь… – раздался грустный голос Николая Ивановича.
– Вернуть? Нет, я же не вещь в магазине взял…
Значит, думал Дима, шагая по полю и всматриваясь то в одну сторону, то в другую, Пупса уже не раз оставляли, а первый хозяин приучил его бегать, может, чтобы растрясти лишний жирок…
“Он ещё подарки приносит, – предупредил Николай Иванович напоследок. – Извиняется он так, что убегает, знать, умный. Уж прости, боялся я тебе рассказать. Думал, уж нет шанса у пса…”
Минут через двадцать на горизонте Дима увидел чёрную точку. Пупс бежал из того же направления, в котором исчез. В зубах у него был свёрток. Пупс приближался, но “летел” всё так же быстро.
– Стой пупс, стой! Тормози! – закричал Дима, когда пёс был уже рядом.
Кажется, Пупс действительно снизил скорость, но всё равно налетел на Диму. Они оба повалились на мокрую от утренней росы траву.
– Ну не об меня же тормози, – застонал Дима, поднимаясь с земли.
Довольный Пупс положил к его ногам журнал. Новый. С ценником.
Конечно, выяснить, откуда взялся “подарок” – не удалось. Кто знает, где был Пупс? В каждом супермаркете есть стенды с журналами...
*****
Через неделю с ними гулял Андрей.
– Ну что, Пупс, умный ты пёс? – Андрей гладил здоровяка, а тот так и крутился, бросая взгляды на Диму, будто говоря: “Отпусти меня, хозяин! Пора размяться!”
– Умный, конечно, – кивнул Дима, улыбаясь, – газеты и журналы мне носит.
– О-о-о, здорово, – закивал Андрей, – не знал, что ты покупаешь…
– Нет, не покупаю – я их просто читаю, – пожал плечами Дима и рассказал всё другу.
Пока Андрей хохотал, он не заметил двух парней на самокатах – они проехали мимо так быстро, что чуть не сбили друзей с ног. Пупс злобно залаял им вслед.
Вдалеке раздался крик. Двое молодых людей останавливались возле женщины. Дима смотрел на них, когда они промчались, и увидел – один отвлекал женщину, что-то спросив, а другой выхватил её сумку.
Парочка на самокатах помчалась дальше, а женщина в панике закричала.
Дима рванул вперёд, быстро отстегнув поводок Пупса. На Андрея, как на заядлого курильщика, который задыхался уже потому, что ему нужно было подняться пешком на пятый этаж, надежды не было.
Зато Пупс! Он нагнал юных грабителей в два счёта. У дороги рос большой дуб, и один парнишка попытался за него заехать.
– Только не об дерево тормози, Пупс, не об дерево! – кричал обеспокоенный Дима, нагоняя своего любимца.
– И не об нас! – взвизгнул один из мальчишек. Но было уже поздно...
Пупс повалил обоих на землю – сначала одного, потом другого. Самокаты с грохотом отлетели в сторону. Дима поднял лежащую на земле сумку, а Пупс, радуясь своей “добыче”, стал громко лаять, оповещая всех об успехе погони.
Мальчишки прижались к земле, боясь встать.
Сзади послышался свист и глубокий кашель – ноги Андрея уже заплетались, зато он совал телефон с включенной камерой каждому беглецу прямо в лицо.
– Что ты делаешь, Андрей? – Дима пристегнул поводок Пупса, решив, что злополучные воришки уже и так натерпелись страха – когда пёс повалил их, вся смелость молодых людей куда-то улетучилась, и они оглашали парк поистине женскими визгами.
– Дока-зательства, – прохрипел Андрей.
Женщина, которой Пупс, Дима и Андрей вернули сумочку, отказалась вызывать полицию:
– Ладно, будет с них, они и так все в ссадинах, самокаты свои сломали, – махнула она рукой на парочку грабителей, которые стояли в стороне и всё ещё косились на Пупса. – Какой же у Вас пёс умный, а как бегает быстро! Хороший мальчик, хороший! – повторяла женщина, смотря на Пупса. Пёс, словно понимая её слова, весь так и извивался, довольный собой.
– Кабанчик наш, – любовно произнёс Андрей, гладя пса.
– Да, бегает он быстро, я даже иногда не знаю, где он бывает, когда убегает…
– А Вы… – раздался голос одного из мальчишек. Все на него обернулись, включая Пупса. – А Вы ему на ошейник миниатюрную камеру повесьте. Или трекер…
Видимо, парень хотел отблагодарить советом за то, что они с другом отделались только ушибами на пятых точках и позором.
– А это мысль! – заулыбался Андрей. – А у тебя варит котелок, что же ты, дурень, таким делом нехорошим занимаешься!
*****
Спустя несколько дней Андрей и Дима зашли в книжный магазин. Полчаса назад они отследили через приложение на телефоне, откуда Пупс принёс газету “Лекарь для пенсионера”.
– Твоё, – щедро протянул другу Дима, – ты так кашляешь, когда за Пупсом гоняешь. Так что почерпни там что-нибудь полезное.
– Шутить изволите, сударь? – прищурился Андрей. – Готовьте кошелёк – вас ждёт расплата. Буквально. В книжном.
Пристегнув поводок к ошейнику, друзья отправились в магазин.
– Вернулся? – спросила продавец, дружелюбно обращаясь к Пупсу. – Так вот кто читает наши журналы? – она с любопытством посмотрела на Диму и Андрея.
Неожиданно, но в книжном оказалась толпа людей. Многие сразу обратили внимание на собаку.
– Я хочу оплатить всё, что забрал Пупс, – сказал Дима.
– Что вы, не нужно, – махнула девушка рукой. Кажется, воровство пса её совсем не беспокоило. – Вы знаете, как сейчас люди покупают книги? – она хитро улыбнулась.
– Как? – спросил Андрей.
– Да никак! У нас продажи совсем “тухлые” были, а потом в дверь вломился ваш пёс! Он выбирал газету или журнал, словно определял лучший.Так интересно! Я его фотографировала со всех ракурсов, и видео снимала.
Дима и Андрей всё ещё не могли понять, почему девушка совершенно не злится.
– Вот видишь, сегодня его очень долго не было – точно тебе выбирал, – усмехнулся Дима Андрею.
– Теперь он звезда нашего канала в интернете – люди даже специально заглядывают по несколько раз в день, чтобы увидеть его! – продолжала девушка. – А видели вы нашу наружную рекламу?
Дима и Андрей так спешили, что не обратили внимание на большой плакат, который был прикреплён на стекле книжного. Многие прохожие останавливались посмотреть:
“ГЛАВНЫЙ ПОКУПАТЕЛЬ” – гласила надпись крупными буквами.
“Даже собаки любят читать, а Вы?” – говорилось в следующей надписи, размещённой чуть ниже.
Пупс на ярких фото был изображён с газетой и разными журналами в зубах...
Дима, конечно, не смог сразу отучить пса забегать в книжный, но перед прогулкой обязательно заходил с ним за покупками. Теперь уже, конечно, настоящими. Наталья, продавец в книжном, стала его хорошей знакомой.
Неугомонный Андрей ещё некоторое время пытался доказать, что он ей нравится, а не Дима, но потом просто записался в спортзал и завёл там много интересных знакомств.
А Пупс был счастлив – его внутренний собачий голос подсказывал ему, что в вольере он больше никогда не окажется. Подарки сработали!
Автор МАРИЯ СТРАХОВА