.Согласно В.Эфроимсону существует пять генетических факторов гениальности.Во-первых,это высоколобость как таковая-чем выше лоб,тем человек умнее.Во-вторых,гиперурикемия-повышенный уровень содержания в крови мочевой кислоты,котрорая по хим. строению сходна с кофеином и теобромином-стимуляторами умственной активности.В-третьих -синдром Марфана и повышенный выброс адреналина-стимулятора общей и умственной активности.В четвертых-циклотимия,или резкие перепады настроения.Пятая особенность гениев-синдром Мориса,или синдром тестикулярной феминизации-разновидность гермафродитизма.Ниже выдержки из книги и ссылка на эл.вариант "Генетики и гениальности":
.
читать дальше
Разумеется,связь всех этих генетических признаков с гениальностью статистическая,вероятностная.Второй признак
(гиперурикемия) был характерен,например,для Филиппа и его сына
Александра Македонских;синдром Марфана-для Авраама Линкольна и Ханса Кристиана Андерсена;четвертый (циклотимия)-для Франца Шуберта и Петра Чаадаева;пятый-для Жанны д'Арк.
Гении и замечательные таланты почти всегда появлялись вспышками,группами, но именно в те периоды, когда им представлялись оптимальные возможности развития и реализации. Одной из таких оптимальных эпох был век Перикла, у которого за столом собирались гении мирового ранга: Анаксагор, Зенон, Протагор, Софокл, Сократ, Фидий - почти все коренные граждане Афин, выделенные из ее свободного населения,едва ли из 50 000 граждан.Если принять во внимание, чтотворчество музыкальных гениев древних Афин не дошло до нас,что гении естественнонаучные, математические и технические не могли ни развиться,ни реализоваться,что почитались полководцы, политики
,ораторы,драматурги, философы и скульпторы, только на них был социальный заказ,то ясно, что в эту эпоху в Афинах могла развиваться и реализоваться едва ли пятая доля свободнорожденных потенциальных гениев.
В Афинах вовсе не собирались величайшие умы эллинского мира. Афинское гражданство давалось нелегко-только уроженцам города
,а дети от брака афинянина с неафинянкой не считались гражданамы Афин.Почти все названные выше гении сформировались на месте,в результате социальной преемственности,общения друг с другом,благодаря тому,что понимание и "спрос" их творчество встречало не только в кругу ценителей,но и со стороны народа. Но никакие генетические данные не позволяют думать, что афиняне наследственно превосходили окружающие их современные народы.Секрет весь заключался именно в стимулирующей среде. А если это однажды произошло, следовательно, воспроизводимо и, более того, в десятки раз чаще, потому что в сотни раз шире спектр дарований, которые требуются обществу.
Имеется немало других примеров, когда весьма малочисленная прослойка, имевшая, однако, возможности развития и реализации своих дарований, точнее, так или иначе узурпировавшая эти максимальные возможности, выделяла относительно много исключительно одаренных людей. Так произошло в Англии в эпоху Елизаветы, когда быстро выделилось множество талантливейших людей,начиная с династии Сесилей-Берлей и Беконов,кончая Дроком, Радеем, Уольсингемом, Марлоу и Шекспиром. Так было во Франции в период энциклопедистов, революции и наполеоновских войн. Так было с дворянским (даже лицейским) периодом русской литературы.Так было с барбизонской школой живописи, с прерафаэлитами, с передвижниками, с абрамцевской группой, с "могучей кучкой", с русскими академиками конца XIX - начала ХХ века.В случае итальянского Ренессанса просто невозможно дать сколько-нибудь обоснованное представление о численности тех слоев населения,из которых выходили художники, поэты, гуманисты,выдающиеся римские кондотьеры...
Как часто потенциальный гений оказывался неспособным реализовать себя?В одном из рассказов Марка Твена ("бродячий" сюжет,имеется и у O'Генри)некто,попавший в загробный мир, просит указать ему величайшего полководца всех времен и народов. В показанном ему он с возмущением узнает умершего сапожника,жившего на соседней улице.Но все правильно, сапожник
действительно был величайшим военным гением,но ему не довелось
командовать даже ротой. А великие победители мировой истории были, по "гамбургскому счету",по подлинной иерархии, не особенно замечательными.
Насколько мощен барьер социальных преград рассказывал,например
,Эндикс.В ХIХ веке австрийскому правительству предлагали свои замечательные изобретения многие выдающиеся техники. Все они не были пущены в дело- ни автомобиль с электромагнитным зажиганием и четырехтактным мотором,ни первая швейная машина, ни первая печатная машинка (сделанная, правда, не из металла, а из дерева), ни велосипед, ни подводная лодка, ни пароходный винт.Но, пожалуй,всего разительнее история ружья, заряжаемого не через дуло,а посредством затвора.Очередной высококомпетентный гофкригсрат отклонил изобретение,потому что
вооруженные таким ружьем солдаты будут слишком быстро расстреливать патроны.
Отвергнутое Австрией изобретение приняла Пруссия,а австрийской
армии во время австро-прусской войны против Дании, наглядно убедившейся в быстроте прусской стрельбы,пришлось расплачиваться в 1866г.,когда австрийская армия была наголову разбита. Так из-за глупости "эксперта" могущественная австрийская монархия была побеждена, вынуждена была уступить руководство всей Германией Пруссии. Но глупцы оказываются экспертами и вершителями судеб не совсем случайно,а социально закономерно.Гении были и есть,но Вена ценила гениев музыкальных, технические гении и изобретатели были, но не ценились.Вена стала музыкальной столицей мира, но Австрия - технически отсталой страной. Чудеса германской и англо-американской промышленности второй половины ХIХ и начала ХХ веков объясняются массовым развитием технических училищ, неутомимым,настойчивым спросом,высокой престижностью изобретений.
Немногие, но яркие результаты глупости или бессилия позволяют методом контрастов подчеркнуть социальное значение негативного
или позитивного личностного фактора. За каждым неверным, неполноценным решением крупного вопроса или проблемы,за каждым
отсутствующим решением срочной дилеммы стоит конкретная личность. Более того, совершенная глупость или совершенная ошибка указывает на существование какого-то недоразвившегося, недореализовавшегося таланта,гения,решительного человека дела,
которому не дано было выправить положение, в силу ли "закона Паркинсона", либо "принципа Питера", а чаще всего из-за того, что и на гораздо более низких уровнях, у рычага, у "кнопки", оказались некомпетентные личности.
Частота зарождения потенциальных гениев и замечательных талантов почти одинакова у всех народностей и народов; частота
зарождения, исходя из реализации в благоприятные исторические периоды,а главное,в оптимальных прослойках,вероятно, определяется цифрой порядка 1:2000-1:10000.Частота потенциальных гениев,развившихся и реализовавшихся настолько, чтобы получить высокую оценку, вероятно, исчисляется цифрами порядка 1:1 000 000. Частота же гениев, реализовавшихся до уровня признания их творений или деяний гениальными, даже в век почти поголовного среднего и очень часто высшего образования, вероятно, исчисляется цифрой 1:10 000 000, что предполагает наличие в середине ХХ века приблизительно сотни гениев на 1000000000 жителей цивилизованного и не страдающего от всеподавляющей нужды населения таких стран,как Япония, СССР
,США,Канада, Австралия и страны юго-восточной, центральной и западной Европы.
Эти,разумеется,чрезвычайно приблизительные цифры определяются частотой появления подлинных гениев в Афинах Перикла, в век Елизаветы, в ориентированных на военнополитическую инициативу аристократических родах Англии,в ориентированных на литературно-поэтическое творчество родах русской аристократии и т.д.Существенны приблизительные порядки потерь; существенно
,что даже небольшая страна, например, с пятью миллионами жителей,но добившаяся развития и реализации 10% своих потенциальных гениев и талантов, за полвека развития оставит позади в 100 раз более населенную страну, которая сохранит в силе барьеры для развития и реализации своих потенциальных гениев.Г.Селье:"для непосвященного имеется много общего между блестящими и сумасшедшими умами. Но важно рано распознать многообещающего фундаментального исследователя,тогда,когда он нуждается в поддержке для развития своих особых дарований. Культура, здоровье и мощь нации зависят прежде всего от ее творческих фундаментальных исследователей, от яйцеголовых. Точно так же, как каменный век, бронзовый век и железный век характеризовались употреблением камня, бронзы и железа, так и наш век, несомненно, войдет в историю как век фундаментальных исследований".
Значение именно ранних воздействий,развивающих интеллект, ясно
и из работы Бергинса, который показывает, что 20% будущего интеллекта приобретается к концу 1-го года жизни, 50% - к 4-м годам,80%-к 8 годам, 92% - до 13 лет. Очевидно, что уже в этом возрасте может быть достигнута высокая предсказуемость "потолка" будущих достижений.Чрезвычайно существенно, что это происходит достаточно рано, потому что, например, практика присуждения Нобелевских премий показала: основополагающее открытие, предшествующее награждаемому, обычно приходится на 25 - 30-летний возраст.
По Местелю, нобелевские лауреаты по естественным наукам за 1901- 1962 гг.сделали свое открытие, впоследствии удостоенное Нобелевской премии,в среднем в возрасте 37 лет,и этот возраст почти не менялся от десятилетия к десятилетию: возраст оказался несколько меньшим у физиков (35,1) и химиков (37,3), несколько больше у медиков и физиологов (39,6). Но обычно фундаментальному открытию, которое награждается лауреатством, предшествует какое-либо ранее сделанное, менее яркое, но методически чрезвычайно важное.В ходе изучения прогностической
ценности тестов интеллекта выяснилась вечная истина.Начиная с коэффициента интеллекта 110-120,т.е. при отсутствии выраженных дефектов в наборе основных способностей индивида, последующая "отдача", в форме любых достижений, не очень-то сильно коррелирует с дальнейшим возрастанием коэффициента интеллекта, а на первый план выступает характеристическая особенность-способность к все более и более полному увлечению своим делом,не столь уж редкая беззаветная,абсолютная, дальше заставляющая фанатически-концентрированно,неотступно,
заниматься избранным делом, будь то конструирование аппарата, прибора,усовершенствование существующего, какое-то новшество, какая-то проблема,поэма,скульптура, картина, литературное или музыкальное произведение.
Гении нередко долго не находят ту область,в которой они наиболее одарены. Мольер, весьма посредственный драматург и драматический артист, сравнительно поздно становится автором гениальных комедий и переходит на комические роли. Неплохим примером того, как человек именно методом проб и ошибок добирается до своего истинного призвания, может послужить Жан Жак Руссо.Образованнейший,начитаннейший,болезненно самолюбивый
,без малого помешанный на справедливости, он десятилетие с лишним пишет оперы-"Галантные музы","Нарцисс", "Военнопленные"
,"Письма о французской музыке", пишет и стихи, причем все это на хорошем профессиональном уровне (хотя, кажется, его оперы ни при нем,ни посмертно никогда не ставились)К своим неудачам на музыкальном поприще он относился серьезно,даже трагически, и только немолодым он, наконец, пишет то, что делает его имя бессмертным,авлияние-огромным. Г.Х.Андерсен пробует множество ложных путей, прежде чем становится величайшим сказочником.
Бальзак пишет среднекачественные драмы, прежде чем приходит к "Человеческой комедии".А.Н. Толстой, обладающий даром необычайно зримого,пластического, ярчайшего описания событий, мечтал о глубинном психологическом анализе подсознательного, о продолжении линии Достоевского, свидетельством чему является "Хромой барин".Но во всех случаях гений - это прежде всего экстремальное напряжение индивидуально свойственных дарований, это величайший,непрекращающийся труд, рассчитанный на века, вопреки непризнанию, безразличию, презрению, нищете, которых вдоволь вкусили Рембрандт, Фультон, Бетховен и т.д.
"Гуляка праздный" Моцарт на самом деле не знал,что такое отдых
,работал бешено, но создав в уме музыкальное произведение (он их оставил более 650!),записывать созданное он мог и болтая с друзьями, откуда легенда о легкости его творчества. Он материально процветал только благодаря своему "импрессарио", своему отцу,талантливейшему скрипачу,но как только отец умер, Моцарт, именно благодаря своей творческой одержимости, быстро дошел до нищеты, до неотапливаемой комнаты, до недоедания. И все же за сутки до смерти он прослушал с друзьями свой
"Реквием" и мысленно жил своей прошедшей в Праге оперой.
Все это только частные иллюстрации свойственной гениям способности к экстремальной самомобилизации, исключительной творческой целеустремленности,которая у многих,по IQ вероятно,
не менее одаренных, расходуется на добывание мелких благ, карьерных достижений,престижности,почестей,денег, удовлетворения инстинкта господства или просто распыляется на бессмысленные трудности либо соблазны, которыми жизнь всегда была достаточно богата.Но величайшая одаренность, даже при наличии внутреннего импульса, отнюдь не гарантирует "отдачу". Изучение биографий и патографий гениев всех времен и народов приводит к неумолимому выводу:гениями рождаются.Однако только ничтожно малая доля народившихся потенциальных гениев в гениев
развивается.А из подлинных, несомненных гениев лишь ничтожная доля реализуется.
Как покажет далее рассмотрение мехайизмов гениальности, зарождение потенциального гения - прежде всего проблема биологическая, даже генетическая. Развитие гения - проблема биосоциальная. Реализация гения - проблема социобиологическая
О сексуальности гениев:
Безудержной сексуальностью отличались Генрих II Плантагенет, Ярослав Мудрый,Атилла,Чингиз-хан,Гаральд Гарфагар,Иван Грозный
,Август II Сильный, Генрих VIII Тюдор, Генрих IV Бурбон, Петр I, Екатерина II, Жорж Санд,Байрон, Пушкин, Лермонтов, Тютчев, Мюссе, Бальзак,Гейне, Мопассан, Блок, Есенин, Маяковский, Лев Толстой и многие другие.У многих повышенная сексуальность сохранялась до глубокой старости(Гете),и если биографии многих
замечательных деятелей свидетельствуют о полной или почти полной сублимации секса творчеством(Кант, Бетховен), то когда-нибудь появится возможность рассмотреть и этот возможный источник творческой потенции, столь ярко проявившийся у аскетов-подвижников, священников, монахов..
До сих пор мы избегали рассматривать влияние сексуальности на творчество мужчин.Дело в том,что интенсивность сперматогенеза и продукции гормонов чрезвычайно изменчива.Соответственно,
"норма" сексуальной активности мужчин чрезвычайно условна. Наличие евнухов с огромной умственной активностью (Нарзес, Абеляр,Ага-хан и многие другие) показывает, что продукция мужского гормона не является абсолютно необходимым условием. Об этой стороне жизни великих людей становится известно только
в тех случаях, когда они очень часто или скандально меняют своих спутниц, и пока эта проблема остается белым пятном. Но что излишества гасят творческую энергию - неоспоримо.Вопрос о том, играет ли повышенный уровень мужских гормонов у мужчин роль такого же мощного внутреннего допинга, как при синдроме Морриса у псевдогермафродитов, необычайно сложен и, конечно, решается неоднозначно.Мы считаем небесполезным привести здесь высказывания создателя методов культуры тканей вне организма А.Карреля:"Половые железы интенсифицируют все физиологические
,умственные и духовные виды активности. Ни один евнух не стал великим философом, великим ученым или великим преступником. Семенники повышают смелость,агрессивность и жестокость, качества,отличающие быка-драчуна от вола,тащащего плуг по полю
"Семенники больше, чем какие-либо другие железы, оказывают влияние на силу и качество ума.В целом великие поэты, художники и святые,как и завоеватели,очень сексуальны.У людей,
подвергшихся кастрации, личность более или менее резко изменяется. Быть может, исторически установленная трусость Абеляра перед лицом страстной любви и жертвенности Элоизы вызвана нанесенным ему зверским уродством. Почти все великие художники были великими любовниками.Вцохновение, по-видимому, зависит от некоторых состояний половых желез.Любовь возбуждает
ум,если она остается неудовлетворенной.Если бы Беатриче стала возлюбленной Данте, может быть, не было бы и "Божественной комедии"Beликие мистики часто употребляют выражения Песни Соломона.Кажется, что их неудовлетворенные сексуальные стремления мощно устремляют их на путь воздержания и полной жертвенности.Жена рабочего может требовать от него ежесуточного удовлетворения.Но жена художника или философа не имеет права на такое же частое внимание. Хорошо известно, что сексуальные излишества понижаютумственную активность. Для полноты достижений интеллект,по-видимому, требует как присутствия хорошо развитых половых желез, так и временного подавления сексуальных влечений".
"Если слабые, нервозные и неуравновешенные становятся более аномальными при подавлении своих сексуальных влечений, то сильные становятся еще сильнее".Сложность проблемы в значительной мере связана с тем, что гиперсексуальность часто превращает мужчин в юбочников,слишком посвящающих себя именно сексу. Несомненно, что Казанова был в высшей степени даровит, очень развит и очень образован. Но едва ли его можно назвать особо выдающимся деятелем. Эти обстоятельства заставляют подходить к гиперсексуальности, как к общему типу внутреннего допинга, с очень большой осторожностью.
Скачать книги Эфроимсона Генетика гениальности и Генетика этики и эстетики можно здесь:
http://www.natahaus.ru/index.php?do=search&subaction=search&story=Владимир%20Павлович%20Эфроимсон
Еашла здесь:http://nedorazvmenie.livejournal.com/905546.html#cutid1