Около года назад на Ямале оленевод Юрий Худи обнаружил замерзший труп детеныша мамонта. Несмотря на то, что этот мамонтенок жил 37 тысяч лет назад, он прекрасно сохранился. По сути, это первый экземпляр, дошедший до нас практически без повреждений. Не удивительно, что находка вызвала небывалый интерес во всем мире. <lj-cut>
читать дальше
На IV международной конференции по изучению мамонтовой фауны, проходившей в Якутске в июне 2007 года, было принято решение проинформировать научную общественность о новой уникальной находке.
Найденышу (а это была самка в возрасте 4-5 месяцев) дали имя Люба в честь жены оленевода, и ученые разных стран со всеми мерами предосторожности взялись за его изучение.
В декабре прошлого года мамонтенка Любу отправили в Японию, в Институт медицинских изображений высокого разрешения Дзикей, где под руководством профессора Сузуки было проведено трехмерное сканирование останков. Специально для этих работ был изготовлен компьютерный томограф. В результате проведенных исследований создано трехмерное объемное изображение всех внутренних органов ископаемого животного.
В феврале мамонтенок вернулся в Россию и находится сейчас в Зоологическом институте РАН, где продолжается его изучение. А 7 апреля он впервые предстал перед журналистами, для которых была организована пресс-конференция.
От других пресс-конференций ее отличала удивительная атмосфера прикосновения к чему-то доселе неизведанному. Волнение собравшихся можно понять. Из глубины тысячелетий до нас дошел уникальный экспонат, с которым ученые связывают надежды на многочисленные открытия не только в палеонтологии, но и в палеоботанике, и в генетике, и в других науках.
В выступлениях участников пресс-конференции академика, председателя Мамонтового комитета РАН Александра Алимова, ученого секретаря Мамонтового комитета РАН, директора Зоологического музея Алексея Тихонова, директора Ямало-Ненецкого окружного музейно-выставочного комплекса им. И.С. Шемановского Сергея Гришина говорилось о значимости этого открытия для науки.
Исполнительный директор Международного мамонтового комитета Бернард Бюиг (Париж), говоря о сотрудничестве ученых разных стран в исследовании мамонтенка, подчеркнул: «Мы хотим сохранить мамонтенка не на пять или десять лет, а как минимум до следующего века». Именно поэтому его продолжают хранить в замороженном виде при температуре минус 15-18 градусов.
На вопрос о возможности клонирования мамонта член-корреспондент РАН, директор Зоологического института Олег Пугачев пошутил, что «получение трансгенного слона будет иметь большое народнохозяйственное значение, ибо это сулит не только много мяса, но и шерсти».
Наконец, после томительного ожидания мамонтенок предстал перед журналистами, если можно так выразиться, во всей красе. И ажиотаж прессы стал вполне понятен. Такой хорошо сохранившийся в вечной мерзлоте экземпляр вполне можно назвать находкой века.
А широкой публике мамонтенка представят не раньше осени. Сначала в Салехарде, в музее которого будет храниться Люба, а потом в других городах России. Пока же с ним работают ученые.