"Наше наиболее грубое тело из всех факторов, образующих наше существо, в то же время и наименее прочное. После смерти мы его сбрасываем, как только от него отделится его эфирный двойник. На самом деле, смерть не что иное, как разобщение физического тела с эфирным своим двойником, проводником Жизненного Начала. Даже частичного выделения этого "двойника", проводника, достаточно, чтобы вызвать бесчувственное состояние. Это явление можно наблюдать при действии анестезирующих средств. Когда больному дают вдохнуть хлороформ, ясновидящий (под этим именем каждый раз подразумевается человек, способный видеть астральным зрением) может наблюдать эфирного двойника, отчасти выделяющегося в виде голубоватого облака. Полное разъединение вызывает неминуемую смерть:
читать дальше
Жизненное Начало не может более воздействовать на физическое тело без своего проводника, и физико-химические силы свободно вступают в деятельность и приводят тело к постепенному разложению. Вскоре после смерти (обыкновенно спустя около трех дней) эфирный двойник, в свою очередь, сбрасывается как второй труп. Этот второй труп, лишенный жизни, носится поблизости от физического трупа. Он рассеивается по мере того, как последний разлагается. Увидеть эфирного двойника нетрудно, так как нервного возбуждения, вызванного страхом, иногда достаточно, чтобы усилить восприимчивость и сделать эфирные формы видимыми.
Оставляя оба эти внешние покрова, человек сохраняет все остальное. Никакого изменения в его действительной личности смерть не производит. Он остается таким же живым, даже более живым, чем мы, только не может дать о себе знать, потому что лишился своего физического проводника. Он существует в форме более тонкой, недоступной для восприятия человека, живущего в физической среде. Но эта форма, тем не менее, реальна, как колебания инфракрасных и ультрафиолетовых лучей в солнечном спектре, хотя они и невидимы для нашего телесного зрения. Следовательно те, кого мы называем мертвецами, существуют, живут, но как проводники гораздо более тонких колебаний. Мы не можем отвечать на такие колебания, поэтому их существование ускользает от нас. Как невидимый эфир проникает всю физическую Вселенную, точно так же более тонкие формы проходят, не оставляя следа, через грубые формы нашего земного мира, которые одни только и доступны нашим земным органам чувств.
Первое явление, которое происходит с человеком, когда он сбрасывает свою двойную физическую оболочку, это — преобразование его астрального тела, или его начала "чувствования", которое с этих пор становится для него проводником в новой среде. Так же, как физическое тело человека было проводником его бытия в земной среде; в этом смысле нужно все время понимать слово "проводник". В астральном мире человек задерживается более или менее долго, в зависимости о силы его страстей. Если вся его жизнь была посвящена только тому, чтобы служить своим страстям, то его пребывание в этой области, которая соответствует Чистилищу христиан, будет очень продолжительное. Астральное тело соткано из самой субстанции волнений и страстей, и если во время земной жизни мы работаем над укреплением этого тела, оно окажется для нас — после смерти — оболочкой прочной, крепко построенной тюрьмой с толстыми стенами.
Но все преходящее имеет свой конец, и рано или поздно человек покидает и свою астральную оболочку. Когда очищение совершилось, дурные эмоции изжиты и отброшены, человек переходит в следующую сферу, на ментальный план, или в Небесный Мир (астральная стадия — очистительная — посмертной эволюции носит на санскрите название Камалока (местопребывание желаний); стадия Небесная, следующая за очистительной, называется Дэвало-ка (местопребывание Богов) или Дэвахан, унося с собой туда из своей астральной природы только наклонности или скрытые зародыши, развитие которых последует по его возвращении, перед новым воплощением, на астральный план; эти зародыши определят состав его астрального тела в последующем воплощении. При каждом новом воплощении человек возвращается на землю тем же путем, который пройден им после смерти; проникая обратно в астральный мир его бессмертная душа (Каузальное тело) облекается в новое астральное тело, состав которого соответствует характеру страстей его предыдущей земной жизни.
И здесь, в Высшем Мире, пребывание его будет продолжительно или кратковременно, судя по тому, чем была его жизнь на Земле. Если его умственная жизнь была сильна и благородна, если он вырабатывал в себе высокие человеческие чувства, посвящал мысли науке и искусству и, в особенности, вел самоотверженную жизнь, он будет жить очень долго в этой сфере, которую можно назвать сферой мысли. Именно здесь живущие на Земле, умеющие подняться выше физических ощущений, услышат Бетховена, наполняющего пространство звучащими волнами своего вдохновения; воспримут неизреченную гармонию сфер и войдут в сношение с Ангелами; могут осушить до полного насыщения чашу познаний...Вся наша жизнь по ту сторону — не более как продолжение, развитие нашей земной жизни. Вот почему Мудрость требует благородной жизни уже здесь, на Земле, не дожидаясь посмертного существования. Грустно видеть, как многие, вовсе недурные люди проводят свою жизнь в пустяках. Законы ассоциации продолжают действовать после смерти так же, как и при жизни, и есть основание думать, что те же пустяки будут владеть этими людьми во время их долгой очистительной жизни в астральном мире. И не следует думать, что достаточно одного молитвенного мгновения, чтобы - достигнуть Неба! Вселенная управляется Законом Абсолютной Справедливости, Законом Причинности. Нет ничего произвольного.
Небо и Ад (конечно, речь здесь не о "Вечном Аде", но о страданиях временных, хотя и очень сильных, которые в низших сферах астрального мира ожидают плохо жившую душу) — только естественные последствия или соблюдения данных нам законов, или же — нарушения их. Земная жизнь определяет всю последующую жизнь, и несомненно, мы сами куем те цепи, которые впоследствии будут сковывать нас. Итак, человек после смерти переходит в астральный мир, а позднее — в ментальный, или Небесный. Но нужно ясно помнить, что речь идет не о перемене состояния. То, что я называю Небесным Миром, существует везде, проникает все, как зфир и даже легче, чем эфир. В этих различных состояниях человек собирает постепенно жатву всего, что он посеял во время своего физического существования. И когда период Небесной жизни кончается, он оставляет и это последнее состояние, как оставлял прежние. Итак, он сбрасывает, одну за другой, 4 оболочки.
Этот промежуточный процесс между смертью и новым рождением занимает период от 100 до 1500 земных лет для достаточно развитого человека современной эпохи. Как и все средние показатели, эта продолжительность сильно колеблется в ту или иную сторону. Затем для человека наступает эпоха нового воплощения. Вопрос о воплощении мы затронем позднее, здесь же следует только указать, что после смерти человек теряет последовательно свои 4 низшие начала и что, воплощаясь снова, он направляется в новую инволюцию (постепенное погружение духа в материю) из той сферы (ментального плана), соответствующую душе, или "проводнику Закона Причинности" (Каузального тела). Когда настает время воплощения, этот проводник притягивает к себе частицы, соответствующие его свойствам, из элементов плана мысли (низший ментальный план). Затем душа достигает постепенно астрального плана, облекается в новое астральное тело, которое и будет служить проводником ее чувствований. Наконец, эфирная оболочка и эфирное тело сформировываются для нее в организме матери.
При сильном нервном напряжении мы можем припоминать события из забытого нами раннего детства. Это явление доказывает, что память существует не в одном мозгу; она состоит из более тонких колебаний, и когда мозг не в состоянии отвечать на зги колебания, мы вспоминать не можем; если же мозг эти колебания воспринимает, факты прошедшего возвращаются к нам. Следует помнить при этом, что высшие начала человека существуют более продолжительное время. Нужно также знать, что все то, что мы узнаем в течение одного воплощения, мы удерживаем в том или другом из образующих нас начал, смотря по свойству познаваемой вещи. Затем в момент, когда наш физический мозг вполне спокоен и способен воспринимать впечатления, эти тонкие вибрации сверхфизической памяти достигают его, и тогда мы вспоминаем вещи из прошедшего. Эти воспоминания, эти мысли существуют в высшем начале нашей природы, но наш мозг в обыкновенном своем состоянии не может отвечать на них. Парализуйте мозговую деятельность гипнозом и восстановите иными путями сношения с "Это": вы увидите, что в этом случае человек скажет вам много таких вещей, о которых в состоянии бодрствования мозг его ничего не знал. И это потому, что тонкие формы гораздо устойчивее, чем формы грубые.
Итак, человек сбрасывает постепенно свое физическое, эфирное и астральное тела, и даже тело мысли, и вся та часть памяти, которая содействовала этим проводникам, оказывается потерянной. Но высший Манас, проводник Закона Причинности, пли Душа, сохраняет следы всех деятельностей, которые когда-либо затрагивали ее. И поскольку этот проводник переживает неизменным все ряды воплощений, то вы в состоянии будете вспомнить все последовательные существования, если только удастся установить связь между ними и вашим физическим мозгом. Как можно построить эту связь, мы узнаем позднее, а пока следует только твердо помнить, что Душа, высший Манас, не забывает никогда.
Вам известно, что смерть настает тогда, когда из человеческого организма выделяется его эфирный двойник. Последний сбрасывается, в свою очередь, и человек остается в астральном мире (Камалоке) до тех пор, пока не будет вполне изжита его чувственная природа. Затем наступит время сравнительного покоя, когда его астральное тело распадается; следовательно, он сбросит, одну за другой, три низшие свои оболочки. Если во время земной жизни у него была хоть одна благородная мысль, что трудно допустить в этот период эволюции, смутное воспоминание о ней сохранится в его "низшем Манасе". Это и будет его небом. Наконец, и низший Манас, еще зачаточный у дикаря, быстро распадается, и тогда человек попадает на свою Истинную Родину, которая есть область "высшего Манаса" (состояние Арупы в Девакане — см. диаграмму выше в гл. I). Там его истинное место как человеческого существа. Но, достигнув этого состояния, первобытный человек остается вполне бессознательным, потому что сознание на том или ином плане Космической Жизни зависит от деятельности человека, проявленной им во время воплощения, а у дикаря деятельность разума, то есть, отвлеченная мысль совсем еще не развита. В этих Высших сферах Небесной Жизни он представляет собою не более как зачаток еще не пробужденной Жизни.
Нужно ясно понимать, что неначатое во время земной жизни, не может быть начато после смерти. Идея о "всеуравни-вающей смерти", о том, что все отправятся на вечный покой, чтобы наслаждаться одинаковым небесным блаженством, эта идея может быть по вкусу только тем, кто проводит свою жизнь в еде или во сне. Внезапного роста не существует: "Natura non facil salus". Только медленными и терпеливыми усилиями развиваются все стороны нашей сложной природы. ик Душа ребенка овладевает телом окончательно к семи годам. До этого ребенок живет частью на астральном плане. Вот почему он видит и слышит много такого, чего взрослые не воспринимают. Когда он рассказывает свои наивные видения, родители останавливают его, чтобы отучить от "выдумыванья", и способность видеть не на одном физическом плане постепенно исчезает. Но первобытное существо развилось еще весьма слабо, различие между его первым и вторым воплощением едва заметно. Так продвигается человек, медленно и постепенно усовершенствуя свои четыре низшие оболочки. И только когда он становится, наконец, способным к отвлеченному мышлению, тогда высший Манас, бывший до тех пор в состоянии зародыша, начинает, в свою очередь, развиваться активно на своем собственном плане.
Бессмертная суть человека, проявляясь на низших планах Вселенной, проходя через длинный ряд изменяющихся личностей, то мужских, то женских, развивает в себе — благодаря разнообразию приобретенных опытов — два различаемые вида добродетелей. Все добродетели более мужественные, более энергичные: храбрость, смелость, самостоятельность — развиваются во время мужских воплощении. Добродетели более мягкие, нежные, и в то же время более глубокие и сильные — плод женских воплощений. Совершенный человек приобретает постепенно все хорошие свойства мужчины и женщины: он отличается мужественной силой и женственной нежностью. Кто развил в себе только одну сторону человеческой природы, тот еще очень далек от цели.
Манас высший изменяется постоянно; он растет и развивается на протяжении долгого ряда воплощений. Следовательно, человеческая Душа не есть величина постоянная; наоборот, процесс, который мы описываем, имеет своей целью именно ее рост и развитие. Но, изменяясь, она сохраняет свою тождественность и непрерывность через все человеческие воплощения. Она никогда не распадается на составные части, как 4 низшие начала, пока человек остается человеком. Но когда человеческая сущность — по завершении человеческого цикла — достигает состояния сверхчеловеческого, то она может покидать и возобновлять свой высший Манас, как покидала и возобновляла — в период человеческий — свои низшие 4 начала. Продолжительность периода между двумя воплощениями зависит полностью от того, какое употребление человек сделал из своей земной жизни. Мы уже видели, что ничто не может быть начато после смерти; пребывание в Чистилище и на Небесах не что иное, как приведение в действие энергии, которую человек успел накопить во время земной жизни
Человек, не проявлявший никакой психической и умственной деятельности, может перевоплотиться немедленно после смерти. Но для развитого человека нашего времени средняя продолжительность между смертью и рождением будет приблизительно 1500 земных лет. Очевидно, что невоплощенное сознание будет иметь совсем другое представление о времени, так как Законы времени на сверхфизических планах отличаются в корне от земных. Но упомянутое время чрезвычайно растяжимо в ту и другую стороны: индивидуумы, высоко развитые духовно, могут вернуться через 2-3 тысячи лет, тогда как мало развитые люди проведут вне земной сферы только несколько столетий. Ребенок может перевоплотиться почти непосредственно после смерти. Относительная продолжительность пребывания в астральном в небесном мирах зависит также от нашей земной жизни. Человек, одновременно и сильный и нечестивый, устремлявший всю свою энергию на удовлетворение эгоистических желаний я жадных страстей, задержится в астральном мире на долгое время, после чего немногие элементы добра, проявленные им в земной жизни, дадут ему право на короткое пребывание в небесной сфере. Все происходит по неизменно справедливым Законам, а не по произвольному определению.
После смерти человек остается тем же самым, исключая физическую оболочку, не лучшим и не худшим, чем до смерти, со всеми желаниями и со всеми страстями; ибо эти страсти и при жизни существовали только на астральном плане, так же, как физическое тело существует только на физическом плане. Следовательно, страстная природа человека увлечет его в водоворот астрального мира и удержит его там, пока все его животные энергии не исчерпаются. Но у некоторых индивидуумов процесс этот потребует значительного времени. Когда же астральная энергия исчерпана и астральное тело умирает, человек сохраняет неприкосновенным все остальное. Если мысль его проявила мало деятельности, сумма его энергии в небесной сфере (ментальном плане, или Девакане) будет быстро исчерпана, и после бессознательного периода, когда его низший Ма-нас умирает, в свою очередь, человек возвращается на физический план, готовый к воплощению
Из этого следует, что наша потусторонняя жизнь определяется полностью зецной нашей жизнью. Если мы высоко разовьем наши умственные силы благородными помыслами и очистим наше астральное тело, очистительная стадия окажется для нас очень короткой, и уже через немного дней после смерти мы перейдем надолго в Небесный Мир, где нас ожидает Блаженство. Кроме того, наша земная деятельность, физическая, психическая и умственная, определяет свойства зародышей, которые переносит наша неумирающая Душа, и они послужат для образования новых наших тел, как астрального, так и умственного; вместе с тем, деятельность эта повлияет и на выбор физического тела, в котором мы будем еще раз существовать на Земле. Воистину, мы куем для себя в этой жизни или цепи рабства, или орудие Освобождения. Из сказанного видно, как важно понимать эти идеи, хотя бы только умственно, ибо это позволит нам сознательно направлять нашу жизнь к определенной цели вместо смутных мечтаний о неопределенном идеале.
Астральная жизнь может быть продолжена дольше нормального срока, но такими путями, которые очень нежелательны. Уже упоминалось, что астральное тело живет до полного исчерпания энергии тех страстей, которые развились во время земной жизни. Но эта энергия может возобновляться и на астральном плане, увеличивая искусственно на бесконечное время срок пребывания человека в Чистилище. Способствовать этому могут различные причины: некоторые астральные существа поддерживают свою жизнь за счет спиритических медиумов или за счет порочных людей, бессознательно, а иногда и сознательно одержимых; замечается, что в странах, где существует смертная казнь, число преступлений не только не уменьшается, но даже увеличивается.
Для обладающего астральным зрением причина такого явления вполне понятна. Он знает, что человека нельзя убить. Казня убийцу, вы распоряжаетесь только его физическим телом; он остается живым в самых низших сферах невидимого мира, со своей ненавистью и всеми страстями и делается опасным более, чем в своей тюрьме. В заключении он мог влиять на других только силою своих дурных мыслей; теперь же он освобожден не только из тюрьмы, но даже из своего физического тела. С быстротою мысли он переносится из одного места в другое, овладевая дурною волей, направляя к преступлению тех, которые питают мысли ненависти или мщения. Следовательно, истребляя преступников, вы этим только увеличиваете число преступлений.
Другая ошибка, о которой мало думают, состоит в излишнем оплакивании мертвых, которые могут задерживаться в астральной сфере именно благодаря слишком страстным жалобам близких. которых они оставили на Земле. Эти соболезнования живых действительно достигают цели, вызывая в умерших земные воспоминания и направляют внимание души на земные вещи. Истинные друзья не должны этого делать, особенно исповедующие такую религию, как христианская. Если ваши мертвецы успокоились во Христе, зачем желать их возвращения в этот мир страдания и скорби? Истинно верующий человек должен радоваться, зная, что друг освободился из цепей земной жизни. Законы существования и без того возвратят его достаточно скоро в этот трудный мир для продолжения его испытаний. Наоборот, вы должны поставить себе священной обязанностью посылать нашим мертвецам мысли, успокаивающие и вызывающие надежду, особенно в первое время, когда они очень нуждаются в опоре. Такое отношение диаметрально противоположно тому, которое на Западе считается нормальным. Посоветуем: "Молитесь за них, но не оплакивайте их".
Невозможно допустить, чтобы небесное состояние могло длиться бесконечно для тех, которые еще не достигли вершины эволюции. Прежде, чем жить как Ангелы, нужно приобрести качества Ангелов. Неразвитый человек не сознает в высших сферах. Предложите ему подумать над отвлеченной мыслью, и он заснет через минуту. Его тупое сознание не вынесет воздуха вершин... Нужно научиться думать во время земной жизни; лишь при этом условии возможно и после смерти жить сознательно в сферах чистой мысли. Так постепенно продвигается развитие человека через длинный ряд жизней. Но пока человек не достигнет высокой ступени, он не может помнить свои прошлые существования; до тех пор эти воспоминания существуют в форме скрытой и синтетической, которую человек знает в себе как голос Совести.
Не нужно забывать, что память зависит от ассоциации, а ассоциация нарушается для 4 низших начал человека после каждой смерти полностью, так как сама Субстанция их расценивается. Если повреждения мозга достаточно, чтобы уничтожить воспоминание о только что пережитых фактах, то можно ли ожидать, чтобы факты прежних существований сохранились, когда весь организм — исключая Душу — является вполне обновленным? Под Душой разумеется "проводник" Закона Причинности, который сохраняется и заключает в себе воспоминание о всех пережитых существованиях; и в тот день, когда мы начнем сознательно жить в нем, — а этот день придет для каждого из нас, — мы овладеем этим воспоминанием, обретем "золотую нить, которая связывает все существование человека воедино". До тех пор мы будем сохранять лишь общие идеи; наша Совесть — это тень, бросаемая нашим Разумом (высшим Манасом), результат опытов наших пережитых жизней.
Воистину, мы сами творим свою судьбу, и жизнь наша развертывается на ткани, сотканной нашими собственными руками. Положение, в котором мы находимся, зависит не от случайности и не от каприза Бога, произвольно созданного нами по нашему подобию. Осознаем это, и мы сделаемся гражданами Вселенной! Осознаем, что наше будущее в руках наших: мы свободны построить его по своему хотению. "Я страдаю сегодня оттого, что в прошлом преступил Закон. Я один достоин порицания: спокойно и мужественно буду встречать все кажущиеся несправедливости, от которых страдаю". Вот речь человека, понявшего свое патожение. Он вдет вперед с высоко поднятой головой, терпеливый к настоящему, полный надежды и доверия к будущему, которое он сам готовит себе. Независимый дух, уверенность в себе, терпение и мужество — вот последствия верного понимания Кармы.
Некоторые люди, принимающие доктрину Кармы, но не понимающие ее, становятся жестокими. "Если этот человек страдает, — говорят они, — из этого следует, что он сам заслужил свои страдания. Зачем же помогать ему?" На это можно ответить: "Если этот человек имел возможность получить от вас помощь, значит, он заслуживает эту помощь, и если вы сознательно пропустили случай сделать ему добро, вы ответственны за это". Мы всегда можем помочь ближнему изменить направление его жизни, — если и не материально (что иногда лучше для него), то наши милосердные мысли и желания дадут ему нравственную опору, которая, хотя и невидима, но вполне реальна. Не следует никогда упускать из виду определение добра и зла: мы только тогда действительно помогаем нашему ближнему, когда помогаем эволюции его Истинной Сущности — каковы бы ни были видимости. Карма не мешает оказывать помощь ближним настолько же, насколько она не мешает нам помогать самим себе.
: Сокровенная религиозная философия Индии-Чаттерджи Брахман
Нашла здесь:nedorazvmenie.livejournal.com/1039954.html#cuti...
Сокровенная религиозная философия Индии-Чаттерджи Брахман
"Наше наиболее грубое тело из всех факторов, образующих наше существо, в то же время и наименее прочное. После смерти мы его сбрасываем, как только от него отделится его эфирный двойник. На самом деле, смерть не что иное, как разобщение физического тела с эфирным своим двойником, проводником Жизненного Начала. Даже частичного выделения этого "двойника", проводника, достаточно, чтобы вызвать бесчувственное состояние. Это явление можно наблюдать при действии анестезирующих средств. Когда больному дают вдохнуть хлороформ, ясновидящий (под этим именем каждый раз подразумевается человек, способный видеть астральным зрением) может наблюдать эфирного двойника, отчасти выделяющегося в виде голубоватого облака. Полное разъединение вызывает неминуемую смерть:
читать дальше
читать дальше