"Откуда у людей берется ненасытная жадность? Почему им всегда бывает мало, сколько бы денег, женщин или наслаждений они ни имели? Да просто потому, что мы делаем ошибку в первом же действии, по невежеству полагая, что душа может стать счастливой от обладания материей. Никакое количество материи не может насытить жаждущую душу, так же как никакое количество соленой воды не сможет утолить жажду. Сколько бы мы ни пили соленую воду, перепутав ее с пресной, жажда от этого будет становиться только сильнее и сильнее. Так и тот, кто пытается насытить духовную по природе душу материальными наслаждениями, в конце концов умирает посреди этих наслаждений от духовного голода и жажды.
...читать дальше
Почему люди так боятся смотреть друг другу в глаза? Одна причина – позволяя другому смотреть в наши глаза, мы как бы пускаем его вглубь своего сердца. А что, если сердце наше мелкое, а глаза плоские, оловянные? Выходит, что и пускать человека некуда...
Последствия обиды:
Думал сегодня о природе обиды, вернее, о ее последствиях. Другой человек причиняет мне боль, как-то задевая мое ложное эго – чаще всего это просто невнимательность или близорукость – неспособность рассмотреть что-то хорошее в нас. Я затаиваю обиду. В следующий раз, когда я оказываюсь рядом с ним, я подсознательно посылаю ему только один сигнал: "Ты плохой! Ты плохой!", даже если я уже забыл, что за боль он мне причинил - обида-то живет. Мое сознание, получив соответствующую программу, начинает искать в нем недостатки - я же должен доказать самому себе, почему он плохой. И найти эти недостатки очень легко. Ум начинает объяснять: "Он плохой, потому что..." Сгодится все, что угодно, лишь бы опустить человека. И я еще больше убеждаюсь в собственной правоте.
Он, конечно же, своим подсознанием воспринимает этот сигнал, даже если не подозревает того, что чем-то обидел нас или причинил нам боль, и ему становится не по себе. Отражая полученный сигнал, он либо сам обижается на нас и ищет случая подтвердить то, что мы думаем о нем: "Раз я плохой, то получай же!", либо отходит в сторону, потому что всем тяжело находиться рядом с людьми, для которых мы плохие: мы-то внутри знаем, что мы хорошие. Инстинктивно человек начинает искать то общество, в котором будет чувствовать себя хорошим, где его никто не будет упрекать, где его недостатки (у кого их нет) не будут поводом для того, чтобы опустить его. В конце концов, все люди ищут то общество, где их будут любить. Так люди сбиваются в группы и сообщества, где они могут считать себя хорошими, а всех остальных - плохими. Это относительное добро всегда воюет с относительным злом, олицетворенном во всех остальных. "Добро должно быть с кулаками", потому что, сбившись в кучу, обиженные люди все вместе пытаются доказать остальному миру: "Мы хорошие, а если вы не верите в это, мы заставим вас поверить". Одна страна идет войной на другую, один клан воюет с другим, человек пытается причинить зло своему соседу, а в обществе людей только плодится и плодится зло. Снежный ком зла, под которым скоро будет погребен этот мир.
Святой - это человек, который постиг красоту своей души, и потому может извлечь ту же красоту из другого. Он просто приходит к другим с любовью, и, чтобы погреться в лучах его любви, прекрасные души людей вылезают из скорлупы своих обид. Поэтому святой человек никогда и ни на кого не обижается. Он знает, что обида - это корень любого зла или, вернее, почва, на которой прорастают семена зла. А что делать нам, далеким от святости и склонным обижаться? Если мы хотим жить в обществе хороших людей, которые любят нас, нужно научиться прощать. Тогда даже здесь, на земле, мы будем жить, как в раю. Если же мы не научимся прощать, то же самое общество превратится для нас в ад, где все сговорились, чтобы причинять нам боль. Прощая, мы делаем мир лучше. Обижаясь, мы множим зло. Впрочем, в духовном мире есть место для обиды, однако эта обида не порождает зла. Это особая обида, которая только углубляет любовь. На Варшане в честь обиды, порождающей любовь, построен храм. Он так и называется - Маан-мандир, Храм обиды.
Змеи проглатывают лягушек живьем. Обычно это занимает долгое время, так что иногда лягушка, будучи существом безмозглым, забывает, что ее проглатывают, и, как ни в чем не бывало, пытается ловить мух. Как не умилиться такой деловитости? Шастры сравнивают время со змеей - кала- сарпа. Мы все тоже находимся в пасти змеи времени, но, так как змея времени не торопится проглотить нас сразу, мы беззаботно забываем о том, что находимся у нее в пасти, и коротаем время, оставшееся нам до смерти, развлекаясь и наслаждаясь. Спрашивается, чем мы лучше безмозглых лягушек?
Грязь эгоизма.
Йоги говорят, что для занятий медитацией нужно устранить из сознания три вещи или преодолеть три препятствия: мала - эгоизм, викшепа - возбуждение в уме, и аварана - ложное самоотождествление. Аваранатмика-шакти покрывает наше сознание, заставляя душу отождествить себя с материей. Викшепатмика-шакти фокусирует сознание на внешних вещах временного мира, приводя к постоянному возбуждению в уме. В результате в сердце накапливается мала (мала буквально значит "грязь"), грязь эгоизма: "Я, Я, Я, Я" Эгоцентричный человек постоянно думает только о себе: "Я хочу; мне надо; что будет со мной? это все мое; как я выгляжу? что другие думают обо мне? чего я достигну, чтобы все остальные думали обо мне и восхищались мной?" Так отождествление себя с материей неминуемо порождает узкое, оскверненное сознание, которое, в свою очередь, является причиной всей грязи в этом мире.
Любопытно, что испражнения на санскрите тоже называются "мала". Их нужно выводить из организма каждый день, иначе организм будет отравляться. Точно так же и эгоизм - это грязь в сознании, испражнения нашего сердца, и яд этот нужно выводить из сердца каждый день. Говорят, что Сальвадор Дали, знаменитый художник-сюрреалист, крайний эгоцентрик, человек, влюбленный в свои сумасшедшие фантазии, под конец жизни развил болезненный интерес к собственным испражнениям.Мы смеемся над ним, но сами-то ничем не лучше, потому что и нас в основном интересуют свои же испражнения - мысли и желания, порожденные больным эгоистическим сознанием. Пока сердце наше осквернено ложным отождествлением себя с материей, оно будет исправно производить на свет ежедневную порцию яда. Поэтому каждый день я должен служить другим, каждый день я должен заботиться о других, думать о других, не ожидая ничего взамен. Иначе отвратительно пахнущий яд эгоизма будет накапливаться в сердце, пока окончательно не отравит его.
Фрагменты из "Философского дневника" Бхакти Вигьяны Госвами
Источник: www.goswami.ru/
Нашла здесь:nedorazvmenie.livejournal.com/1052997.html#cuti...
Фрагменты из "Философского дневника"
"Откуда у людей берется ненасытная жадность? Почему им всегда бывает мало, сколько бы денег, женщин или наслаждений они ни имели? Да просто потому, что мы делаем ошибку в первом же действии, по невежеству полагая, что душа может стать счастливой от обладания материей. Никакое количество материи не может насытить жаждущую душу, так же как никакое количество соленой воды не сможет утолить жажду. Сколько бы мы ни пили соленую воду, перепутав ее с пресной, жажда от этого будет становиться только сильнее и сильнее. Так и тот, кто пытается насытить духовную по природе душу материальными наслаждениями, в конце концов умирает посреди этих наслаждений от духовного голода и жажды.
...читать дальше
...читать дальше