автомобиля? И, страшно сказать, без интернета? С развитием цивилизации
мы впадаем в зависимость от ее технических достижений и теряем покой,
когда забываем дома мобильный телефон, а машину отдаем в ремонт.

Между тем даже в США, самой технически развитой стране мира, есть
многочисленная общность, которая добровольно отказалась от материальных
благ цивилизации.
читать дальше
При этом демографически она развивается бурными
темпами и опережает все другие группы населения в Америке.
— Вам какой актер больше нравится — Курт Рассел или Чак Норрис?
— спросил я Чака Рассела, стараясь вывести его из дремотного — опасного
для водителя — состояния в нашем бесконечном кружении по дорогам
Пенсильвании.
— Некогда мне кино смотреть, — ответил водитель тоном, по которому
стало ясно, что моя попытка сострить поддержки не получила. — Лучше
посмотрите на дорожные знаки.
И правда, рассматривая пасторальные сельские пейзажи, я обратил
внимание, что на обочине все чаще стали попадаться предупреждения
о гужевых повозках, а указатели перешли на странное наречие,
напоминавшее разноязычный винегрет.
— Здесь живут амиши, — объяснил Чак Рассел. — Религиозная секта,
которая отвергает технические достижения. Можем завернуть в деревню.
— Откуда у них средства жить, если от машин отказались? — удивился я.
— У амишей самые чистые экологические продукты. Это бешеная
прибыль, — отвечал Чак, и я почувствовал в его голосе восхищение
здоровым образом жизни, смешанное с сознанием его недостижимости.
— К тому же амиши горой стоят друг за друга. Взаимопомощь, как
у первопоселенцев.
Мы въехали в деревню. Могучие мужчины в шляпах сидели, как черные
вороны, на крыше огромного сарая и с сосредоточенным видом забивали
гвозди в кровлю. Дома ухоженные, но одинаковые. Церкви нет, но магазины
и места общественного питания явно не бедствуют. Автомобилей
я не заметил, зато имеются трактора, где-то гудел дизель. Детей вокруг —
немерено, как в лагере бойскаутов.
Амиши — консервативная баптистская секта, возникшая в Германии
в XVII веке. Из-за религиозных притеснений в конце того же столетия 200
отчаянных амишей перебрались в Америку. Большинство амишей — эльзасцы,
они говорят на диалекте немецкого языка области Пфальц, смешанном
с английским. Потомки первопроходцев обосновались на востоке США —
в Пенсильвании, Индиане, Огайо. Прирост численности достигает
Амиши исповедуют простую и скромную жизнь, основанную на сельском
хозяйстве и ограничении связей с внешним миром. Храмов нет, богослужение
ведется в доме. Крещение происходит добровольно в юношеском возрасте,
после испытательного периода самостоятельной жизни. Главной ценностью
является семья, жена обязана подчиняться мужу, как он подчиняется Богу.
В семье амишей в среднем по семь детей, их держат в строгости,
с применением физических наказаний. Обучение ограничивается 8 классами,
обязательными в США. В
Верховный суд США отменил это решение, поскольку свобода исповедования
религии установлена Первой поправкой к Конституции. Она неоднократно
выручала амишей в других судебных тяжбах — вплоть до установки
нестандартных знаков на конных повозках, которые портят нервы нормальным
автолюбителям. Последнее замечание, как вы понимаете, принадлежит Чаку
Расселу.
Амиши являются пацифистами и непротивленцами, отказываются от военной
службы и не отвечают насилием на агрессию. Из поколения в поколение
передается история духовного подвига первопоселенца Якоба Хочстетлера,
который убедил своего сына не стрелять в индейцев, перебивших всю
их семью. Когда в США был обязательный военный призыв, амиши
привлекались к альтернативной гражданской службе и в этом качестве
приняли участие во всех мировых войнах.
Эти люди категорически отвергают личные автомобили, хотя такси
и грузовые машины нанимать можно. Частота поездок во внешний мир
регулируется местной конгрегацией. Запрет на автомобиль — при том
поклонении, которым он пользуется в США, оказывается для нестойких
в вере молодых людей решающим аргументом в пользу выхода из общины.
В деревне мне бросилось в глаза отсутствие электрических проводов,
которые в ХХI веке являются обязательным элементом каждого уважающего
себя поселения. Но у амишей к электричеству особо неприязненное
отношение, поскольку по проводам осуществляется связь с внешним миром.
Таким образом, главное зло — это не то, что думают другие, а линии
электропередач. Боюсь даже вообразить, что сказали бы амиши про Фарадея
и Максвелла. Кроме того, у амишей запрещены телевизор, радио, интернет,
видеокамеры и фотоаппараты. Наложены жесткие ограничения на телефон —
им разрешено пользоваться в редких случаях, причем только из телефонной
будки. Последнее время либерально настроенные амиши покупают дизельные
станции и аккумуляторы, что облегчает сельский труд и экономически
укрепляет общину.
Во внешнем виде амишей преобладает умеренность. Мужчины и женщины
одеты в строгие одежды, которые часто шьют себе сами. У женщин — платье
до щиколотки, косметика и украшения отсутствуют. Обручальных колец
я не заметил, но может, снимают, когда работают. Не поощряются
излишества — молнии, липучки, кнопки. На голове у женщин — чепчики.
Мужчины облачены в тяжелые костюмы, хотя позволяются джинсы — все-таки
Америка.
Головы мужчин прикрыты шляпами. Как мне объяснили, поля шляпы — дело
серьезное. Из-за невозможности прийти к единству в ХХ столетии у амишей
возникли теологические расхождения и произошел необратимый раскол.
Кто-то спорит о термоядерной энергии, кто-то — о ширине полей шляпы.
И еще неизвестно, где сильнее кипят страсти и кто ближе к истине.
К бороде у амишей отношение уважительное. Сбрить бороду — нанести самое страшное оскорбление. В 2013 году событием стал суровый
приговор епископу амишей, который, борясь за чистоту веры, приказывал
насильственно отрезать бороды, что было сочтено судом присяжных тяжким
преступлением против свободы вероисповедания. Кстати, усы у амишей
запрещены, поскольку такую растительность взращивают военнослужащие.
Амиши, словно из библейских времен, ведут происхождение от небольшого
числа основателей общины. Поскольку браки разрешены только
с единоверцами, амиши являются генетически замкнутой популяцией. Это
нетипично для современного мира с высокой мобильностью и ведет
к наследственным заболеваниям. Сами амиши сознают опасность
близкородственных браков и поощряют знакомство молодых людей
с единоверцами из других штатов. В госпитале Джона Хопкинса в Балтиморе
мне рассказывали, что амиши, преодолевая традиционный консерватизм, все
чаще соглашаются участвовать в генетических исследованиях. Хотя
проводить такие консультации для молодоженов запрещено, потому что браки
заключаются все-таки не в лаборатории, а на небесах.
В отношении медицины амиши предпочитают полагаться, как они говорят,
на Божий промысел. И здесь было сделано удивительное открытие.
В госпитале Джона Хопкинса выяснили, что при всех генетических
нарушениях здоровый образ жизни, работа на свежем воздухе, практически
полный отказ от алкоголя и табака приводят к тому, что статистика
онкологических заболеваний у амишей в 1,5 — 2 раза ниже, чем в среднем
по стране. Статистика самоубийств тоже.
В нашей деревне амиши сообща строили новый торговый центр. Местные
сельхозпродукты пользуются большим спросом, даже из Нью-Йорка покупатели
приезжают. Амиши работают всегда вместе и полагаются только на помощь
общины и семьи. По этой причине в 1965 году в законодательство были
внесены изменения, которые освобождают амишей от выплат по социальному
и пенсионному страхованию. Домов призрения для стариков, что
распространено в США, у амишей нет. Свой век положено доживать в семье.
— Вы про кино спрашивали, — вспомнил Чак Рассел, когда мы выехали
из деревни. — Амишей показывали в «Секретных материалах». Даже Малдер
и Скалли не смогли их раскусить. Не укладываются амиши в понятную нам
систему ценностей.
Мы замолчали. А я думал о том, что это за система получилась у нас?
Не сбились ли мы с курса? Во все века считалось, что главной ценностью
является жизнь в гармонии с собой и с природой, а вышло так, что
ее лучше нашего сберегают странные люди. Отказавшиеся от достижений, без
которых мы не можем спокойно дышать ни часа. Может, подправить
ценности?
Правда, потом я подумал: как же приятно ехать на хорошей машине по хорошей дороге под хорошее радио...
Сергей Лесков / Газета «Культура»
Категория: Наша планета.Мир вокруг нас |
Материал подготовлен: http://planeta.moy.su