воскресенье, 11 августа 2013
Действительно, известия об обращениях жителей Южной Руси к
христианству появляются еще в IV веке. Блаженный Иероним писал: "Гунны
изучают Псалтирь; хладная Скифия согревается огнем веры истинной; войска
рыжих и белокурых гетов и даков носят за собой походные храмы".

Под именем хладной Скифии подразумевалась та ее часть, что простиралась
от левого берега Дуная до Дона, где, по свидетельствам древних, еще с
начала нашей эры обитали славяне. В то время у гетов, живших на
территории нынешней Бессарабии вместе со славянами, образовалась
епархия. О распространении веры между скифами и гетами более всего
заботился святой Иоанн Златоуст. Он посылал миссионеров к скифам, жившим
за Дунаем, а к гетам отправил епископа Ульфилу. Но гунны, авары и
болгары, накатываясь волна за волной, опустошали Скифию, и христианство,
еще слабое в тех местах, искоренялось язычниками.
читать дальше
На севере
Русской земли вести о христианстве, судя по всему, появились в середине
IX века. Именно тогда жители Великого Новгорода пригласили к себе на
княжение скандинава Рюрика. Два его сподвижника, Аскольд и Дир,
отправились из Новгорода искать счастья в Константинополь. Набеги
грабительских шаек славян и викингов на земли Византийской империи тогда
редкостью не были. Вот и эти двое, собрав отряд, на 200 ладьях
отправились к Царьгра-' ду. Их дружина опустошила берега Мраморного моря
и заставила трепетать столицу империи. Тогда патриарх Фотий,
заботившийся о просвещении славян, вынес из Влахернского храма ризу
Богоматери и погрузил ее в море. До того момента спокойное, море вдруг
закипело бурей, которая разбила суда руссов. Аскольд и Дир, объятые
страхом, уверовали во Христа. Вскоре в Константинополь прибыло от славян
мирное посольство, прося приобщить их к Божьему крещению.
Византийские
хроники рассказывают об учреждении архиепис-копии на Руси, созданной
стараниями императора Василия I и патриарха Игнатия. Архиепископ стал
любезен народу благодаря следующему случаю. Читаем в "Продолжателе
Феофана": "Однажды князь этого племени собрал сходку их подданных и
воссел впереди со своими старейшинами, кои более других по многолетней
привычке были преданы суеверию, и стал рассуждать с ними о христианской и
исконной вере. Позвали туда и иерея и спросили его, что он им возвестит
и чему собирается наставлять. А тот, протягивая священную книгу
божественного Евангелия, возвестил им некоторые из чудес Спасителя и
Бога нашего и поведал по Ветхому завету о чудотворных Божьих деяниях. На
это россы ответили: "Если сами не узрим подобного, не откроем ушей
речам твоим". А он, веря в истину рекшего: "Если что попросите во имя
мое, то сделаю" и "Верующий в меня, дела, которые творю я, и он сотворит
и больше сих сотворит, когда оное должно свершиться не напоказ, а для
спасения душ, - сказал им. - "Хотя и нельзя искушать Господа Бога, но
если от души решили вы обратиться к нему, просите, что хотите, и все
полностью ради веры вашей совершит Бог". И попросили они бросить в
разложенный ими костер саму книгу веры христианской, божественное и
святое Евангелие, и если останется она невредимой и не опаленной, то
обратятся к Богу, им возглашаемому. После этих слов поднял иерей глаза и
руки к Богу и рек: "Прославь имя твое, Иисус Христос, Бог наш, в глазах
этого племени", - и метнул в пламя костра книгу святого Евангелия.
Прошло немало времени, и когда погасло пламя, нашли святой том
невредимым и нетронутым, никакого зла и ущерба от огня не потерпевшим.
Увидели это варвары, поразились величию чуда и уже без сомнений приступили к крещению".
После
этого в глазах византийцев Русь стала во многом страной христианской.
Немецкие же хроники, всячески живописуя языческие заблуждения поляков,
не забывают упомянуть, что на восток от этих языческих земель находится
Киев - "краса и гордость городов греческих". Хотя не все было столь
гладко. Князь Олег, убивший Аскольда и Дира и воцарившийся в Киеве, был
настоящим язычником. Он вновь устроил большой морской поход на
Константинополь, и на сей раз греки откупались деньгами. Христианство в
Киеве скорее слабело, нежели усиливалось. Впрочем, и Олег знакомил
руссов с христианством. Когда его послы побывали в Царьграде для
заключения мирного договора, им показали "страсти Господни, терновый
венец, гвозди и хламиду багряную", а также мощи святых, и учили их
христианской вере. Вернувшись в Киев, послы рассказывали землякам, что
видели и слышали.
При князе Игоре вера Христова в Киеве получила
больше покоя и свободы. В договоре, который князь заключил с
византийцами, упоминается о том, что крещеные руссы будут присягать в
соборной церкви святого Илии в Киеве и целовать крест. Из этого можно
понять, что христиан среди руссов было уже столько, что их необходимо
было упоминать в договоре, а в Киеве был соборный храм, что может
указывать на существование еще нескольких православных церквей. Но еще
ярче воссиял свет Евангелия после смерти Игоря. После того как в 946
году князя убили древляне, в Киеве стала править его супруга Ольга. При
ней в стольном граде было много христиан. Одаренная проницательным умом,
Ольга видела непорочную жизнь православных и понимала, что язычество не
могло воспитать таких людей.
Ольга скончалась летом 969 года,
завещав не совершать над ней языческой тризны и не насыпать кургана. Она
послала деньги на поминовение патриарху, и духовник ее совершил над ней
погребальное пение. Летописец Нестор говорит об Ольге: "Она предтекла
христианству в земле нашей, как зарница пред солнцем, как утренняя заря
пред светом полуденным; как луна в ночи, так светила она между людьми
неверными. Она и по смерти молит Бога за Русь".
Л.Лемешева "Интересная газета. Загадки цивилизации
planeta.moy.su/blog/kto_pervym_krestil_kievskuj...