"Сегодня так жарко, что,
если я умру, вам не нужно будет меня кремировать. Я просто сгорю", —
сказала в знойный день тетя четырехлетнего Аджида Сингха. На что мальчик
ответил: "Ну и что? Со мной ведь ничего особенного не случилось, когда
меня сожгли на погребальном костре": В ответ на дальнейшие расспросы
мальчик начал в подробностях рассказывать о жизни реально
существовавшего судьи из пакистанского города Равалпинди…

"Однажды
я возвращался домой на машине, — говорит другой деревенский мальчик,
пятилетний Титу, и при этом тонкий голосок мальчугана густеет,
становится по-настоящему мужским. — Подъезжая к дому, я дал гудок, чтобы
моя жена Ума открыла ворота. Тут я увидел двух человек, бегущих к
машине с пистолетами. Раздались выстрелы, и одна из пуль попала мне в
голову справа". На правом виске мальчика — круглый рубец, как от
заросшего пулевого отверстия…
читать дальше
Это не бредовые фантазии юных
умалишенных, а тщательно проверенные и документированные случаи из
реальной жизни, которые происходили в Северной Индии. Этот довольно
редкий феномен, известный под названием "реинкарнация", или
"перевоплощение", ставит многочисленные загадки перед учеными.
Специалисты
из Бангалорского института психического здоровья и невропатологии, а
также из Де-лийского университета зарегистрировали за последние четверть
века около 300 подобных случаев. Сорок пять из них описаны в недавно
изданной в Дели книге доктора Сатвант Пасрича "Претензии на
реин-карнацию. Эмпирическое изучение случаев в Индии".
Вот один
из типичных случаев перевоплощения. Манджу Шарма родилась в семье
брахманов неподалеку от города Матхура штата Уттар-Прадеш. В возрасте
двух лет она начала неожиданно говорить, что родилась в деревне Чаумуха,
расположенной в нескольких километрах от ее родного селения, назвала
имена своих "бывших" родителей, некоторые детали прошлой жизни. По ее
словам, отец Манджу, владелец табачной лавки, проводил ее в школу и
уехал по делам. Возвращаясь с занятий в школе, девочка попыталась
зачерпнуть воду из колодца, чтобы окропить ею статую божества, однако
потеряла равновесие и утонула в колодце.
Свой рассказ малышка
повторяла множество раз, пока его не услышал один из местных жителей,
знакомый с ее "бывшими родителями". Узнав о загадочном поведении
девочки, "бывшие родители" решили встретиться с ней. Манджу разрыдалась,
когда увидела своих "бывших" отца, мать и брата. Ладали и Хансмукхи —
так звали приехавших супругов — пришли к выводу, что в памяти двухлетней
девочки отражена жизнь их дочери, которая четырьмя годами ранее
действительно утонула в колодце. С возрастом Манджу стала все реже и
реже вспоминать о своей "прошлой жизни", однако и во взрослые годы у нее
осталась боязнь перед колодцами.
По каждому из подобных случаев
доктор Сатвант Пасрича опросила множество родственников детей в их
"прошлом" и "нынешнем" рождениях и систематизировала полученные данные. В
результате получилась следующая картина: как правило, "эффект
перевоплощения" наблюдается у детей в возрасте от двух до семи лет. С
годами они почти полностью забывают детали "прошлой жизни". В 82
процентах случаев дети отчетливо вспоминали свое имя в "прошлом
рождении", а в 67 процентах — обстоятельства "собственной смерти".
Примечательно,
что в половине зарегистрированных случаев реинкарнации люди в своих
"предыдущих жизнях" умирали насильственной смертью. Их средний возраст в
"прошлых жизнях" был 35–40 лет. Перевоплощение наступало в среднем
через полтора года, хотя его сроки варьировались от одного дня до
одиннадцати лет. Как правило, "блуждающие души" вселялись в ребенка,
живущего на сравнительно близком расстоянии от места "прошлого
рождения". В 99 процентах зарегистрированных случаев родственных связей
между семьями, где произошли "прошлое" и "нынешнее" рождения, не
имелось.
Полной загадкой для доктора Пасрича стал случай с
32-летней Уттарой Худдар из штата Махараштра. При определенных фазах
Луны она начинала говорить на незнакомом ей ранее бенгальском языке.
Однажды в такой период пригласили в дом человека, владеющего
бенгальским, и он перевел слова Уттары. Она утверждала, что ее имя
Шарада, живет она в Бенгалии, а ее муж — лекарь. При этом она в точности
воссоздавала детали быта Бенгалии начала XIX века, проявляла искреннее
удивление при виде современных вещей, таких, как электровентилятор,
выключатель. Она говорила, что ее укусила змея и после этого она
потеряла сознание.
Случай необычен по двум основным причинам.
Во-первых, реинкарнация наступила через беспрецедентно долгий срок —
приблизительно через полтора века. Во-вторых, женщина говорила на
незнакомом ей — это было проверено — языке, причем на диалекте,
характерном для прошлого столетия.
Пытаясь научно обосновать
феномен реинкарна-ции, доктор Пасрича в своих выводах пошла "от
противного", исключая те или иные гипотезы. Это не детские фантазии,
утверждает она, так как ребенок говорит о реальном человеке, личность и
обстоятельства жизни которого достоверно установлены. Рассматривалась
также возможность так называемой генетической памяти. Однако и эту
версию пришлось отвергнуть, так как в подавляющем большинстве случаев
отсутствовали даже отдаленные родственные связи между "перерождениями".
Не
исключалась возможность и таких объяснений реинкарнации, как
экстрасенсорная связь. Однако против этого говорит тот факт, что лишь у
трех обследованных детей были обнаружены экстрасенсорные способности. А
как же объяснить частое появление "врожденных отметин" на телах
малолетних детей там, где были у них смертельные ранения в их "прошлых
жизнях"?
Невозможно с помощью "экстрасенсорной гипотезы"
объяснить и случай Уттары, в которую вселилась душа бенгальской женщины,
жившей в начале XIX века.