Моя душа

На этой этой фотографии - Нина Кухарчук (Хрущева), жена Никиты Сергеевича. Простая деревенская баба, в простенькой, нелепой одежонке. Слева - несравненная, загадочная, элегантная Жаклин Кеннеди.
Раньше, когда попадалась на глаза эта фотография, испытывал неловкость за "наших" - русская бабка и светская леди. Фотка всегда служила иллюстрацией некоторого цивилизационного "ихнего" превосходства над нашей кургузостью.
А вчера читал до полуночи статью из империалистического научного журнала про политические коммуникации. Наткнулся там на один абзац, в котором описывалось, как во время визита Хрущева в США, Нина Петровна, "стояла в сторонке вдвоем с Рокфеллером, и они о чем-то горячо спорили". Потом Рокфеллер вспоминал, что жена советского генсека пыталась его убедить в превосходстве социалистической модели экономики над капиталистической.
Напрягло меня две вещи: стояли вдвоем. Тогда, как она без переводчика его "убеждала"? И второе: что эта бабка-простушка могла знать об экономических моделях?
Зацепило. Полез искать. Обнаружил собственный пробел в знаниях. Нет, конечно же, я читал воспоминания самого Хрущева и много чего, написанного его сынком. Но образ Нины Петровны для меня остался где-то на периферии.
В другом уже империалистическом издании, а потом у же в отечественных источниках узнал, что разговаривали Хрущева и Рокфеллер на чистейшем английском языке, который она прекрасно знала - начала учить его в 1938 году. А до этого выучила и свободно владела польским, украинским, французским.
И вообще, Нина Петровна, в отличие от своего мужа, была прекрасно образована: до 12 лет училась в своей родной холмской школе, потом уехала в Люблин, где продолжала образование. После этого было Мариинское женское училище. В 1920-х получила образование в Коммунистическом университете им. Я.Свердлова.
Ее трудовая карьера - преподаватель политэкономии в разных партийных учебных заведениях.
После этого не осталось у меня никаких сомнений в том, что образ деревенской простушки для этой высокообразованной женщины был презентацией чего-то другого...
Теперь, если вглядеться в это известное фото, то прочитываешь во взгляде этой "простушки" чувство уверенности женщины, которая знает себе цену. Она прекрасно знает, кто такая Жаклин - элегантная, утонченная, но... пустая и несчастная... Что она видела в жизни, чего и с чьей помощью добилась? Вот Нина ей могла бы рассказать, как служила революционному делу агитатором на Польском фронте, как... Впрочем, вряд ли Жаклин это бы поняла...
И тогда всё уже кажется иначе: оказалось, что советские первые леди, жёны других высших партийных руководителей нередко на две головы превосходили своих мужей образованностью и кругозором.
Источник: vk.com/public130077089
Фото: vk.com/public130077089
Халат вместо платья: почему всё не так просто со стилем Нины Хрущёвой

Снимок Нины и Жаклин обсуждали еще много лет. В 2001 году о фотографии вспомнил канал CNN: «Взгляните на жену Никиты Хрущёва — и сразу поймете, почему у русских вообще есть такое слово: babushka». В 2019 изображение опубликовал блогер Максим Мирович с подписью: «Одно фото, рассказывающее всё про СССР». В комментариях говорилось: «Хрущёва выглядит как бабушка, которая только что вышла из кухни, где жарила котлеты, разве что засаленный фартук успела снять».
В результате развернулась дискуссия, в ходе которой защитницы Хрущёвой напоминали: во-первых, Нина старше Жаклин на 28 лет и потому сравнивать женщин странно. Во-вторых, Хрущёва прожила сложную жизнь, прежде чем стала женой и советчицей Никиты Сергеича. Всё это чистая правда — судьба Нины Петровны не была простой, а ее путь к высокому положению оказался сложным и тернистым.
Первая крестьянка в Мариинском женском училище
Родилась Нина в крестьянской семье в 1900 году. Не понаслышке знала, что такое тяжелая работа: на руке до конца жизни остался шрам от ножа — лезвие соскользнуло, когда девочка рубила крапиву на корм курам. В девять лет Нину отправили в сельскую школу. Через три года на этом ее образование и закончилось бы, как это было принято в деревне. Но учитель умолял родителей: отправьте дочку учиться дальше, умная девчонка, в люди выбьется!
Никита и Нина Хрущевы
Отец, хоть и сомневался, но совета решил послушаться. Двенадцатилетнюю Нину отправили к дяде в Люблин продолжать образование в местной гимназии. Проучиться в ней она успела всего два года — началась Первая мировая. Отец Нины ушел служить, дочь он пристроил поближе к себе: кухаркой во вспомогательной части. Там подростка заметил командир, который один в один повторил слова деревенского педагога: «Эта девочка должна учиться!» Вместе с рекомендательным письмом он отправил Нину к епископу Евлогию: так будущая первая советская леди оказалась в Мариинском женском училище, куда до этого никогда не принимали крестьянок.
Революционные идеи нашли отклик в душе девушки: в 1920 году она подпольно вступила в ВКП(б), и ее тут же отправили на Польский фронт агитатором. Эта работа была крайне опасной: таких людей избивали, пытали и убивали — чего стоит только судьба Татьяны Соломахи, над которой издевались больше двух недель, прежде чем колесовать заживо.
Ум Нины и ее способность находить общий язык с простыми людьми, особенно крестьянками, не остались незамеченными. В том же году ЦК компартии назначил ее заведующей отделом по работе среди женщин. Нина рассказывала им о равных правах, новых возможностях, агитировала получать образование и участвовать в политической жизни.
Должность оказалась немногим безопаснее прошлой. Крестьяне активно препятствовали эмансипации. Мужья не давали женщинам учиться, говоря, что «наши бабы и без грамоты хороши, а если им дать грамоту, то они, пожалуй, нас совсем слушаться не станут». В докладе Сибревкома говорилось, что «мужики, чтобы помешать "бабам" организовываться, устраивали препятствия вплоть до избиения своих жен и запирания их на замок». Так что сотрудницам отдела по работе среди женщин нередко угрожали. Случались и расправы.
Осенью 1920 года Нину Кухарчук отправили учиться в Московский коммунистический университет имени Свердлова. Летом 1921-го она стала преподавателем в партийной школе. Заболела тифом, едва выжила, но, как только стала на ноги, снова продолжила работать. Осенью 1922-го познакомилась с молодым рабфаковцем Никитой Хрущёвым и вскоре стала жить с ним гражданским браком, приняв двух его детей как своих.
Можно сказать, что заправляла в семье Нина: муж понимал, что супруга и умнее, и образованнее. Кухарчук позвали в Москву в академию Крупской — она поехала учиться. Женщину пригласили преподавать политэкономию — муж последовал за ней. Нина вдохновила Никиту продолжать образование: так семья перебралась в Москву. Кухарчук родила троих детей, но после появления каждого сразу возвращалась к карьере и общественной работе.
Став первой леди, женщина продолжила трудиться и вести хозяйство. Охранники, повара и водители боялись Хрущёва меньше, чем его требовательную и экономную супругу, за рачительность получившую прозвище Коробочка. В Кремль Нина переезжать отказалась, не желая жить во дворце, и после этого его снова открыли для посещений.
Муж, став главой СССР, продолжил обсуждать с Ниной рабочие вопросы и всегда прислушивался к ее советам. Все знали: хочешь повлиять на Хрущёва — иди к Кухарчук. И подготовь весомые аргументы, чтобы убедить блестяще образованную женщину, отлично разбирающуюся в экономике и политике.

Президент США Дуайт Дэвид Эйзенхауэр (второй слева), первый секретарь ЦК КПСС СССР Никита Сергеевич Хрущев (слева), его супруга Нина Петровна Хрущева
Первая леди
До Нины среди «первых леди» СССР не было принято сопровождать мужей в зарубежных поездках. Она начала делать это первой — и поразила иностранцев эрудицией, знанием языков и светскими манерами.
При этом Нина всегда подчеркивала свою близость к народу, и простота, доведенная до совершенства, стала ее стилем в одежде. Жаклин оценила его по достоинству. Ожидая встречу с Хрущёвой, Кеннеди долго готовилась, не желая ударить лицом в грязь.
Основания для этого у нее были: Нина уже приезжала в США в 1959 году, и на вечернем приеме оказалась одета уместнее, элегантнее и в то же время богаче, чем жена президента Мейми Эйзенхауэр. Простой наряд и настоящие бриллианты, скромно спрятанные в вырезе платья, выглядели лучше, чем откровенные декольте, выставленные напоказ драгоценности и меха на других дамах.
В своей книге «Жаклин Кеннеди. Жизнь, рассказанная ею самой» первая леди США вспоминает, что изучила все фильмы о визите Хрущёвых в США, которые имелись в запасниках Белого дома, и ленты из Союза, которые предоставил ей разведчик и дипломат Аллен Даллес. Изучая стиль Нины Петровны, Жаклин пришла к выводу: ей самой следует предпочесть спокойный деловой костюм, чтобы не попасть впросак. Это было верным решением: чета Хрущёвых преподнесла Кеннеди и его жене сюрприз, которого Жаклин, несмотря на подготовку, никак не ожидала.
«Они выглядели как пара родственников из провинции, приехавших навестить своих внучатых племянников в столицу. Что за маскарад?! Джон даже тихонько ахнул: "Что это?" Было от чего ахать. Лидер огромной страны оделся, словно простой рабочий, вышедший на пенсию. Но еще поразительней была перемена в его даме.
На сей раз Нина Хрущёва соответствовала своему домашнему образу: она надела простенький цветастый костюмчик, больше похожий на домашний халат. Конечно, от меня не укрылось, что ткань костюмчика столь качественная, что не мнется, в отличие от той, что была на мне. Хрущёвы просто играли чету пожилых, умудренных опытом родственников, приехавших учить молодого выскочку, решившего поиграть в политику», — пишет Жаклин в своей книге.
Второй наряд Нины для встреч с Кеннеди тоже был похож на халат. И глядя на снимки, можно подумать, что Джон и Жаклин сами оказались в гостях, а хозяевами встречи являются именно Хрущёвы. Так что babushka Нина Петровна была гораздо изобретательнее и хитроумнее, чем решили многие, глядя на ее «простенький» наряд на снимках с Жаклин. Оценить ее стиль и раньше, и сейчас могли по достоинству лишь те, кто разбирается не только в моде, но и в политике.
ТАСС
Вместе Нина Петровна и Никита Сергеевич прожили 47 лет. Расписались лишь в 1965 году, когда Хрущёва уже сняли с должности. Нина переживала отставку мужа даже острее, чем он сам, считая ее чудовищной несправедливостью. Тогда же женщина взяла фамилию супруга — уже не всесильного руководителя страны, а обычного пенсионера. Никиту она пережила на 13 лет, умерла в 1984 году, навсегда оставшись в воспоминаниях современников одной из самых умных, скромных и уверенных в себе первых леди Союза.
www.thevoicemag.ru/lifestyle/stil-zhizni/halat-...