Бывает так, что события далекого прошлого оказывают влияние на события текущие. Это самое прошлое может даже спасти нам жизнь сегодня. Так произошло с одним сербским цыганом, который сражался в далеких войнах прошлого.

Незадолго до начала Первой мировой войны в Европе вспыхнули еще две войны, которые получили название Балканских. В первой войне 1912 года Сербия, Болгария, Черногория и Греция боролись против влияния Османской империи, которая к этому моменту ослабела, начала терять свое влияние и распадаться. Так называемый Балканский союз начал наступление на турок в октябре 1912 года.
читать дальше
В самом начале войны произошло довольно крупное и весьма интересное по своим итогам сражение у северо-македонского города Куманово 24 октября. В нем столкнулись 1-я Сербская и Западная турецкая армии. Сербы изначально были уверены в победе располагая численным преимуществом. Однако на марше во время продвижения они получили неожиданный удар с тыла.
Турецкая пехота под Кумановом 1912 год
План турок можно было бы назвать блестящим. Под покровом тумана они нанесли сербской армии очень чувствительный удар. Сербские солдаты падали подкошенные пулями, бежали со своих позиций, паника охватывала все больше и больше подразделений. Все могло бы закончится довольно плачевно, если бы не один сербский солдат.
Ахмед Адемович, 39-летний полковой музыкант из сербских цыган сперва пытался отстреливаться от наседавших со всех сторон турок. В какой-то момент у него заклинило винтовку и единственным его "оружием" осталась полковая труба. С этим "оружием" он сделал намного больше, чем мог бы даже с полностью рабочей винтовкой. Ахмед вспомнил, что как-то уже слышал турецкие полковые сигналы.

Знак отступления Турции он услышал накануне впервые в своей жизни, потому что, хотя сербская армия потерпела поражение, одно крыло турецкой армии отступило 23 октября под давлением ужичан. (Источник: "Ахмед Адемович, заборавлен герой Кумановске битке". juGmedia)
Отступающие турецкие солдаты
Не долго думая Ахмед Адемович накинул на себя турецкий мундир, надел на голову красную турецкую шапочку и незамеченным прошел в турецкий тыл. Там он вскинул трубу и принялся играть сигнал к отступлению. Турки послушно принялись исполнять команду. Но Ахмед не остановился на этом. Скинув вражеский мундир он, на этот раз, заиграл сербский сигнал к наступлению.
Руководствуясь всего лишь сигналами одного трубача турки начали отступать, а сербы теснить их. Хотя пару минут назад ситуация была прямо противоположной. Сербы одержали победу в этом бою. Конечно, победа явилась следствием не только игры на трубе отважного трубача, но и следствием слаженных действий сербской армии. Ну а Ахмед Адемович за свой подвиг был награжден орденом Звезды Карагеоргия с мечами.
Османская империя по итогам войны потеряла на Балканах все территории, кроме Албании. Остров Крит перешел к Греции. После войны герой вернулся в свой родной город Лесковаца на юге Сербии. Награду он не снимал до самого конца жизни. Да и сограждане очень гордились своим земляком и на всех торжествах выделяли ему самое почетное место. Также в память о нем была названа одна из улиц в Лесковце.

Ахмед Адемович через десять лет после окончания первой Балканской войны
По одной из легенд полученный орден во время уже Второй мировой войны спас Ахмеду Адемовичу жизнь. Оккупировавшие его город фашисты начали уничтожать сербских цыган. Войдя в дом к Ахмеду они увидели на стене орден. Когда узнали чем прославился его обладатель, то решили не трогать героя и покинули его жилище. К сожалению 3 декабря 1941 года нацисты казнили обоих сыновей Адемовича в Араповой долине на окраине Лесковца вместе с еще несколькими сотнями цыган. С тех пор Ахмед Адемович больше никогда не брал в руки трубу.
Немецкий офицер вошел в дом цыган и заметил на куртке старика звезду Караджорджеви, самый значимый сербский орден, который также уважали немцы. Немец отводит его в сторону, но тот же офицер хладнокровно отправляет на расстрел его детей. С тех пор и до своей смерти трубач и герой Кумановской битвы не играл на трубе (Там же, со слов писателя Саши Стояновича , который увековечил характер лесковацкого трубача. в своем романе «Дорога в Иерихон»)
Сам Ахмед дожил до 1962 года и умер в возрасте 92 лет. Его поступок, как пример, внесен в некоторые учебники по военному делу.
dzen.ru/a/Zfg8m2CGkC_9r0Ub