В 1947 году мексиканский археолог Альберто Рус Л'Юлье (1906-1979) обнаружил большой камень в так называемом Храме Надписей.

В нем было двенадцать отверстий, которые были заделаны идеально подходящими пробками. Археолог заподозрил, что за камнем что-то спрятано, и приказал его поднять. К своему великому удивлению, он мельком увидел в тусклом свете храма лестницу, которая спускалась в бесконечность. Куда она вела?
читать дальше
До этого времени в пирамидах майя не было обнаружено никаких захоронений, и считалось, что их функция заключалась только в том, чтобы размещать храмы, построенные на них. Но это новое открытие удивило археолога. Лестница была полна мусора, который начали убирать в ходе усилий, длившихся годами, поскольку галерея была невероятно длинной и покрытой камнями и растительностью, что делало невозможным продолжение.
После многих лет работы и удаления камней с пятидесяти девяти ступеней, в 1952 году наконец-то стало возможным спуститься. Лестница заканчивалась стеной. Пришлось проделать там отверстие, чтобы обнаружить вторую стену, а за ней был найден ящик с материалом, содержащий три небольших керамических фонтана, три морских раковины и нефритовые украшения: несомненно, подношение, но кому оно предназначалось?
Найденные подношения давали надежду после тяжелой работы. Рус Л'Юлье и его помощники чувствовали, что они наконец-то найдут что-то действительно важное. Но решающего доказательства все еще не хватало. Перед ними новая стена полностью закрыла проход, еще большее препятствие, чем предыдущие, толщиной в целых три метра. Проход был узким, жара удушающей, и потребовались изнурительные дни, чтобы проделать небольшую щель в стене.
За ней была полость. Здесь они наконец нашли то, чего ждали: объяснение таинственной галереи и волнующее открытие. Шесть костей, останки пяти мужчин и женщины. Сваленные в кучку в узком захоронении, не было никаких сомнений, что они были принесены в жертву какому-то кровожадному богу. Останки принадлежали молодым людям, убитым, но почему?
Оказалось, что это было одно из многочисленных ритуальных подношений, и что у этого таинственного народа был обычай приносить в жертву людей, чья кровь предлагалась для умилостивления богов. Новый каменный блок преградил проход исследователям, но не время было поддаваться отчаянию, когда успех был так близок. Археологу удалось открыть новый проем в монолитном и древнем камне. Глядя в отверстие, исследователь не мог поверить в то, что он увидел.
Подобно Картеру перед гробницей Тутанхамона, он мог бы воскликнуть: «Я вижу чудесные вещи», потому что он тоже стал свидетелем фантастического зрелища: большой склеп со стенами, полностью покрытыми барельефами, в центре которого находился резной каменный монумент. Мексиканский археолог выразился так: «Можно сказать, что это была большая магическая пещера, высеченная во льду, с блестящими стенами, которые сверкали, как снежные кристаллы. Нежные фестоны сталактитов свисали, как веревки занавесок, а сталагмиты на полу казались колебаниями света от большой свечи».
Известняковые образования, образовавшиеся на протяжении веков над пещерой, придавали всему этому магический и нереальный вид. С большим усилием им удалось повернуть монолит вокруг себя. В тот момент, когда они наконец смогли войти, их эмоции достигли пика.
Комната имела размеры девять на три метра, и в ней было представлено девять лепных фигур: Девять Владык Ночи, королей адского мира древних майя. Вокруг были разбросаны многочисленные подношения, а также две великолепные лепные головы, покрытые густыми волосами, завязанными лентами и украшенные засушенными цветами водяной лилии.
Без сомнения, самым необычным объектом был огромный монумент, занимавший весь центр места, — огромный каменный блок, который, должно быть, весил почти двадцать тонн и поверхность которого была покрыта искусно резной плитой.
В этом погребальном склепе была найдена 5-тонная каменная плита с великолепной резьбой, помещенная на саркофаг; на всех стенах были высечены рельефы, изображающие девять Владык Ночи, которым поклонялись майя. Внутри саркофага Юйе обнаружил останки высокого мужчины, умершего в возрасте около 40 лет. Его тело и лицо были покрыты нефритовыми украшениями, которые контрастировали с красной подкладкой гробницы. Погребальная маска, сделанная из нефритовой мозаики, с любопытными инкрустациями из обсидиана и перламутра над глазами, была чрезвычайно роскошной. Резьба на плите саркофага не изображает астронавта в космической капсуле, как утверждает Эрих фон Дэникен в своей работе «Воспоминания о будущем», а является драгоценным символом перехода души в царство мертвых. А точнее, они описывают превращение вождя майя в бога.
В центре плиты была картина молодого человека, богато украшенного, окруженного богатым декором (священные знаки и иероглифы, которые сами по себе были достаточной загадкой, чтобы раскрыться открывателю). Как ее переместить? Они работали в очень маленьком пространстве, в невыносимой жаре, в склепе с разреженным и удушливым воздухом. Им удалось переместить ее с помощью автомобильных домкратов, закрепленных на деревянных брусках. И на их глазах они обнаружили новую плиту, новое каменное препятствие.
Само собой разумеется, майя ревностно охраняли свои секреты. Но Рус Л'Юлье был упрям и не останавливался, пока не раскрыл последнюю тайну. Поэтому они подняли эту новую плиту, чтобы найти, наконец, центральный мотив столь большой тайны: скелет, украшенный дорогими драгоценностями. Одежда, в которой он был похоронен, не сохранилась, остались только нити, но он был покрыт прекрасными нефритовыми украшениями, которые сияли в тени склепа.
Лицо покойника было покрыто нефритовой погребальной маской, шедевром искусства майя, с глазами из ракушек и обсидиановой радужкой. Выражение лица настолько реалистично, что можно предположить, что это портрет.
earth-chronicles.ru/news/2025-04-25-185269