Моя душа
Нормальные люди к профессии заплечных дел мастера всегда относились с презрением и брезгливостью.В царской России были времена, когда из-за отсутствия добровольцев правительство было вынуждено в законодательном порядке определять порядок назначения палачей.Обычно их выбирали из отребья общества или из арестантов,которым сулили за это освобождение от наказания
..читать дальше
В раннем средневековье суд вершил феодал или его представитель
,опираясь на местные традиции.Первоначально осуществления наказания должны были осуществлять сами судьи или их помощники
(приставы),пострадавшие, случайно нанятые люди и т.д. Основой дознания был опрос свидетелей. Спорные вопросы решались с помощью системы ордалий («божьего суда»),когда человек как бы отдавался на волю бога. Это достигалось путем проведения поединка,по принципу "кто победил,тот и прав". Драться должны были или сами обвинитель и подозреваемый,или их представители (родственники,нанятые и т.д.)Другой формой ордалий были физические испытания,например, взять в руку раскаленный метал или опустить руку в кипяток. Позднее по количеству и степени ожогов судья определял волю бога.Понятно, что такой суд был не слишком справедлив.С усилением центральной власти и развитием городов, где местную власть осуществляли выборные власти, возникает система более профессионального суда.
С развитием судопроизводства усложняются и наказания. Наряду со старыми формами наказания, такими как вергельд (штраф) и простая казнь, появляются новые. Это бичевание, клеймение, отсечение конечностей, колесование и т.д.. Определенную роль играло то,что в некоторых местах сохранялась идея «око за око»,т.е.,если человек нанес какое-либо телесное повреждение, например,если преступник сломал пострадавшему руку,то ему тоже
нужно было сломать руку.
Теперь нужен был специалист, способный провести процедуру наказания, причем так, чтобы осужденный не погиб, если он был осужден только на наказание, или до того, как будут выполнены все назначенные судом пытки.Как и раньше необходимо было провести процедуры допроса, заставив подозреваемого дать показания,но при этом не допустить потери сознания и особенно смерти подозреваемого во время допроса.Первые упоминания должности палача встречаются в документах 13 века.Но монополия
на выполнение приговоров установилась за ним только к 16 веку.
До этого приговор могли выполнять, как и раньше, другие люди.
Официально работа палача считалась такой же профессией, как и любые другие.Палач считался служащим,чаще городским,но иногда он мог находиться на службе какого-нибудь феодала.Он отвечал за исполнение различных приговоров суда, а также проведение пыток.Следует отметить, что палач был именно исполнителем. Он не мог по своей воле провести пытку. Обычно его действиями руководил представитель суда.
Палач получал жалование, иногда дом, где он жил. В некоторых случаях палачам,как и другим служащим,оплачивалась и форменная
одежда. Иногда эта была общая униформа городских служащих, иногда особая одежда, подчеркивающая его значение. Большая часть инструментов(дыба,другие приспособления и т.д.) оплачивались и принадлежали городу.Символом палача (во Франции)был специальный меч с округлым лезвием,предназначенный
только для отрубания голов.В России - кнут.Маску, которую так часто показывают в кино,реальный палач обычно не надевал.Маска
была на палаче при казни английского короля Англии Карла 1-го,
но это был единичный случай.Обычно должности палача занималась
или по наследству, или под угрозой уголовного преследования.
Существовала практика что осужденный мог получить амнистию, если соглашался стать палачом.Для этого необходимо,чтобы место
палача было вакантно, и не всем осужденным могли предложить такой выбор.Перед тем как стать палачом,претендент должен был долгое время проработать подмастерьем. Претендент должен был обладать немалой физической силой и значительными знаниями о человеческом теле.Чтобы подтвердить свое умение,кандидат,также
как и в других средневековых профессиях,должен был исполнить
«шедевр», т. е., выполнить свои обязанности под присмотром старших. Если палач уходил на покой, он был обязан предложить городу кандидатуру на свой пост.Иногда, кроме палача, были и другие смежные должности.Так, в Париже, помимо самого палача, в команду входили его помощник,отвечавший за пытки,и плотник, специально занимавшийся строительством эшафота и т.д. Хотя по закону палач и считался обычным служащим, отношение к нему было соответствующим.Правда он нередко мог хорошо зарабатывать
Но работа палача считалась крайне малопочтенным занятием. По своему положению он был близок к таким низшим слоям общества, как проститутки,актеры и т.д..Даже случайно соприкосновение с палачом было неприятно. Именно поэтому палач часто должен был носить форменную одежду особого покроя и/или цвета( в Париже -синего).Для дворянина считалось оскорбительным сам факт поездки в телеге палача. Даже если осужденного освобождали на плахе, сам факт того, что он проехал в телеге палача, наносил огромный ущерб его чести.Известен случай,когда палач,
назвавшись городским служащим, был принят в доме дворянки. Позднее,узнав кто он, она подала на него в суд, поскольку чувствовала себя оскорбленной. И хотя она проиграла процесс, сам факт весьма показателен.
В другой раз группа пьяных молодых дворян,услыхав,что в доме, мимо которого они проходили, звучит музыка,вломилась туда. Но узнав, что попали на свадьбу палача, сильно смутились. Только один остался и даже попросил показать ему меч. Поэтому палачи обычно общались и женились в кругу близких им по положению профессий – могильщики, живодеры и т.д.. Так возникали целые династии палачей.Палач нередко рисковал быть избитым. Эта угроза возрастала за границей города или в период проведения крупных ярмарок, когда в городе появлялось много случайных людей, которые могли не бояться преследования местных властей.
Во многих областях Германии, существовало правило, что если кто-то,например, муниципалитет небольшого города,нанимал палача, он был обязан обеспечит его охраной и даже внести специальный залог.Бывали случи, когда палачей убивали. Это могла сделать как толпа, недовольная проведением казни, так и преступники.
Поскольку палач считался городским служащим, он получал фиксированную оплату по таксе, установленной властями. Кроме того,палачу отдавались все вещи, что надеты от пояса жертвы и ниже. Позднее в его распоряжение стала передаваться вся одежда.Поскольку казни проводились преимущественно в особо объявленные дни, в остальное время работы, а, следовательно, и заработка, у палача было не так чтоб очень много. Иногда городской палач выезжал в соседние небольшие городки для выполнения своих функций по заказам местных властей. Но это тоже случалось не часто.Чтобы дать палачу возможность заработать и не платить ему за простой,за ним часто закреплялись и другие функции. Какие конкретно, зависело как от местных традиций, так и от размеров города.
Среди них наиболее часто встречались следующие.Во-первых,палач
обычно осуществлял надзор за городскими проститутками, естественно собирая с них фиксированную плату. Т.е., являлся содержателем борделя,отвечавшим также за поведение проституток
перед городскими властями.Эта практика была очень распространена до 15 века,позднее от нее постепенно отказались
Во-вторых, иногда он отвечал за чистку общественных уборных, выполняя работу золотаря. Эти функции были закреплены за ними во многих городах до конца 18 века.В-третьих,он мог исполнять работу живодера,т.е.,занимался отловом бродячих собак, удалял из города падаль и выгонял прокаженных. Интересно, что если в городе были профессиональные живодеры, они часто были обязаны выступать в качестве помощников палача. Со временем и ростом городов у палача появлялось все больше работы,и он постепенно избавлялся от дополнительных функций.
Наряду с этими работами палач нередко оказывал населению другие услуги.Он торговал частями трупов и снадобьями, изготовленными из них,а также различными деталями,относящимися
к казни. Такие вещи, как «рука славы» (кисть, отрубленная у преступника)и кусок веревки,на которой был повешен преступник
,часто упоминаются в различных книгах по магии и алхимии того времени.Нередко палач выступал в роли лекаря. Следует учесть, что по роду своей деятельности, палач должен хорошо разбираться в анатомии человека.К тому же,в отличие от докторов того времени, он имел свободный доступ к трупам. Поэтому он хорошо разбирался в различных травмах и болезнях. Репутация палачей как хороших лекарей была общеизвестна.Так Екатерина II упоминает о том, что в молодости данцингский палач лечил ей позвоночник, т.е., выполнял работу мануального терапевта.Иногда палач выступал в роли экзорциста, способного причинив боль телу, изгнать овладевшего им злого духа. Дело в том, что одним из надежнейших способов изгнать злого духа,завладевшего телом, считалась пытка.Причиняя боль телу, люди как бы пытали демона, заставляя его покинуть это тело.
http://www.rolemancer.ru/sections.php?op=viewarticle&artid=2260
В Великобритании обнародованы архивные документы, рассказывающие о том, какие требования предъявлялись к экзотической профессии палача.И хотя за этой работой не выстраивались очереди, соискателям приходилось проходить жесткий отбор.Палач, прежде всего, должен был с достоинством нести бремя своего ремесла.Претендентам отказывали по причинам
болтливости, сомнительных моральных качеств, психических отклонений. От кандидата требовались бдительность, гибкий ум и хорошее физическое здоровье.По этой причине, как следует из документов, в 1940 г рассматривалась возможность отправки на пенсию Томаса Пирпойнта,патриарха среди своих британских коллег, разменявшего к тому времени седьмой десяток. Пирпойнт был потомственным экзекутором,на должности палача он проработал 37 лет,казнив за это время свыше 300 мужчин и женщин.
Тюремное руководство встревожилось его состоянием после того, как из одной тюрьмы поступил рапорт, что Пирпойнт больше не подходит для исполнения своих обязанностей.«По мнению доктора Ландерса, для Пирпойнта работа стала слишком тяжелой; он стал нерешителен и сомневается в прежней остроте своего зрения», - написал в декабре 1940г начальник тюрьмы Wandsworth.Однако в
дальнейшем на Пирпойнта практически не жаловались,и благодаря отсутствию подходящей замены его до конца Второй мировой войны
оставили на этой должности. «Учитывая обусловленные войной сложности при поиске новой кандидатуры,а также благожелательные отзывы из других тюрем, члены комиссии склонились к решению разрешить Пирпойнту продолжить работу», -говорится в заключении пенитициарной комиссии от 1943г.Там же содержится любопытная приписка о том, что «нужно уделить особое внимание его умениям (казни)».
Как следует из архивных документов, многие из тех,кто в 1938 г
подавал заявление на работу палача,разочаровывали комиссию.
«Видимо,у него болезненный интерес к своей работе, которым он заразился от своего приятеля, совершившего множество казней в Аравии»,- говорится об одном из соискателей.Другому, по имени Даниэль Клиффорд,было отказано после того,как помощник палача предупредил комиссию, что тот слишком болтлив, когда выпьет. Еще одного, подававшего надежды, завернули из-за повышенной нервозности,а палач Артур Клиффорд Гилл не подошел как
«человек падших нравов». Поиск соискателей на работу палачей прекратился в 1964 г когда Великобритания отменила смертную казнь.
Отметим, что в Великобритании более известен его сын, Альберт Пирпойнт, который кончины своего отца продолжил его дело. Он проработал королевским палачом Великобритании до 1956г, когда он неожиданно оставил профессию и до конца своих дней работал разносчиком бакалейных товаров.С 1934г когда он начал осваивать ремесло палача,он повесил 608 человек - больше, чем кто либо другой, в том числе 27 военных преступников, которых он обслужил за один день. Умер Альберт Пирпойнт в 1992 году.
Перед отставкой ему пришлось пройти через унизительное отречение от должности,предусмотренное новым указом об отмене высшей меры наказания.О нем был даже снят телефильм
«Последний палач»,который впоследствии был переснят для широкого экрана и вышел в прокат в апреле 2006 г. Создатели фильма выдвинули версию, что внезапный отход Пирпойнта от дел объясняется тем,что он собственноручно повесил своего приятеля
по имени Тиш,с которым прежде пировал в лондонских барах, после того как его осудили за убийство подруги в ходе пьяной ссоры.http://www.day.az/print/news/unusual/50213.html
Кат- не брат, небось не помилует"... Присловие это родилось в русском языке в то далекое время, когда слово "кат" еще не сделалось аллегоричски-уничижительным,а было исполнено самого что ни на есть буквального смысла и означало:экзекутор,палач, мучитель.Оформление палачества как профессии следует отнести к допетровской эпохе.Боярская Дума своим постановлением от 16 мая 1681 г.определила, "чтобы во всяком городе без палачей не быти".Правило это впоследствии видоизменялось неоднократно, но
если бы кто - то захотел выбрать дату для профессионального праздника отечественных палачей,то вряд ли бы ему удалось отыскать в календаре день более подходящий.Именно с 16 мая 1681 г.палачество сделалось явлением общегосударственным и унифицировнным.Упомянутое постановление ( т. н. боярский приговор ) требовало от воевод набора в заплечных дел мастера людей городских( посадских ),молодых и притом желающих идти в палачи добровольно.В том случае,если таких добровольцев отыскать не представлялось возможным, то палачей следовало набирать принудительно либо из бродяг, либо местных молодых людей.Оклад городского ката времен Царя Алексея Михайловича был равен 4 руб. в год.
Православие относилось к этой профессии чрезвычайно отрицательно. Понятно почему: палач из побуждений алчности добровольно отказывался от соблюдения важнейших религиозных и этических норм и тем наносил непоправимый вред бессмертию своей души.Сравнение палачей с воином,убивающим врагов, иногда
допускаемое в католицизме,православие не считало обоснованным
.Палач практически пожизненно лишался духовного окормления и не допускался к причастию. Из истории Православной Церкви известны случаи, когда раскаявшиеся преступники принимались в монастыри и вели прославившую их подвижническую жизнь ( яркий тому пример-знаменитый главарь бандитской шайки Опта, в честь которого,по преданию,получила свое название Оптина пустынь), но почти нет примеров милосердного прощения палачей ( единственный,пожалуй, случай такого рода - история одного из последних штатных палачей в России Петрова ( псковского ) , которого в январе 1872 г.приняли в Соловецкий монастырь ). Поэтому,с одной стороны, палачи и их работа всегда привлекали к себе определенное любопытство людей,а с другой - их откровенно презирали во всех слоях общества.
Впрочем, в первые десятилетия, прошедшие с принятия боярского приговора от 16 мая 1681 г,власти не сталкивались с проблемой набора катов из свободных горожан. В любом сколь - нибудь крупном городе без особого труда м. б. розыскать нескольких человек, готовых за невеликую плату увечить и убивать других людей.В начале своего царствования Петр Первый выкликал из толпы зрителей,явившихся на казнь, своего рода палачей - добровольцев,которых одаривал мелкой монетой да водкой. Расправа над стрельцами явилась ярким подтверждением существования подобной традиции.Но с течением времени народный
энтузиазм начал угасать. Легко понять почему это происходило: росло отчуждение народа от власти. Если в допетровское время люди приветствовали мучительные казни воров - душегубов, то с установлением иноземных порядков и появлением в отечественной администрации иноверцев - инородцев, народ начал все более убеждаться во враждебности власти.Все чаще и чаще на плаху шли
люди, осужденные по политическим мотивам и все более и более простой народ разочаровывался в своем правителе.Ко времени Анны Иоанновны дефицит палачей-добровольцев стал уже очевиден;
выкликать желающих помогать кату перестали,поскольку не находилось более людей,готовых за горсть медной мелочи и чарку
водки убивать русских людей( а немцев и других инородцев в ту эпоху в России почти не казнили ).
В начале своего правления Императрица Елизавета Петровна повелела наладить четкую работу палачей по всей стране : укомплектовать штаты, привести в должный порядок застенки ( "застенок" того времени - это камера пыток ) и т. п.. Во исполнение этого повеления появился Указ Сената от 10 июня 1742 г.,который установил своего рода штатное расписание палаческой службы в масштабах всей Империи. Этим Указом предписывалось губернским правлениям обеспечить наличие в каждом губернском городе 2 штатных палачей,а в уездном-одного
Столицам - Москве и Санкт - Петербургу - надлежало постоянно содержать трех заплечных дел мастеров. Помощники палачей, обучающиеся своему ремеслу, в их число не включались. Палачи получали довольствие-денежное,продуктовое и вещевое - во всем соответствующее солдатскому.Денег кат получал 9 руб.95 копеек в год.
В общем-то,невеликой оказалась щедрость Государыни.Понятно,что
при таком подходе к делу желающих поступить на службу в палачи
больше не стало.Между тем, в далеких сибирских каторжанских тюрьмах - в тех самых, где сидели закованными в кандалы самые опасные преступники Империи- таких проблем не знали вовсе. По той простой причине,что в каты набирались обыкновенные каторжане,приговоренные к серьезным телесным наказаниям, т .е.
таким,после которых вполне м.б.умереть.Преступнику предлагали снятие с него наказания за поступление в палачи. Желающие находились всегда;для многих это был единственный шанс выжить.
С середины 18 столетия в качестве штатных палачей все чаще появляются лица, осужденных за разного рода преступления, не связанные с посягательством на жизнь человека, например, дезертирство, кражу, угон скота, перенос межевых знаков и пр. И с течением времени эта категория лиц практически вытеснила палачей- добровольцев.Обыкновенный кат, поступивший на службу добровольно, жил в городе и приходил в тюрьму, как на работу. Но палача,завербовавшегося из осужденных,никто в город отпустить не мог.Поначалу такие палачи и их ученики помещались
в обычных тюремных камерах среди прочих заключенных. Но от этой практики довольно быстро отказались по вполне очевидной причине : сокамерники постоянно совершали нападения на катов. Существовала и другая причина, менее очевидная : заключенные могли подкупить палача, дабы тот наказывал более, либо менее строго. Тюремные предания той поры кишат историями о том, как палач за взятку забивал истязуемого насмерть- это был традиционный и почти легальный способ сведения счетов в тюрьме
Поэтому тюремные власти начали принимать специальные меры к тому, чтобы отделить палачей от остальной массы заключенных. Для катов стали оборудовать отдельные помещения, как правило даже в отдельных коридорах, чтобы исключить любую возможность общения обычных заключенных со своими палачами.
Другой проблемой для властей оказался неожиданный, но весьма любопытный нюанс : посетители тюрем, приходившие на свидания к заключенным, жаловались на встречи с палачами в тюремных коридорах. Чем эти встречи были неприятны обычному человеку догадаться несложно : палач, возвращающийся с экзекуции был похож на мясника со скотобойни : окровавленные руки, кровь , стекающая по фартуку,брызги крови на лице,в руках- палаческий инструмент( кнуты,притяжные кольца,веревки и пр.)Когда такое чудо в сопровождении конвоя выходило неожиданно из-за угла, надо думать ,осадок от встречи оставался самый неприятный. Такие спонтанные встречи очень часто происходили в пересыльных
тюрьмах,где обыкновенно исполнялись наложенные судом телесные наказания, и куда приходила масса народу для прощания с родственниками перед их отбытием в Сибирь.
Жалобы на такого рода неприятные встречи получали столичные ( петербургские)обер - полицмейстеры Шульгин и Кокошкин. Именно при последнем- в 1833 г. - произошло окончательное отделение палачей от тюремной среды: для катов был выстроено особое помещение в тюремном дворе,устроенное т. о. , что исключалась любая возможность случайной встречи палачей с заключенными или посетителями тюрьмы.Аналогичные меры были приняты в большинстве других тюрем Империи.При Императоре Павле Первом произошла индексация жалования экзекуторов : величина денежного довольствия выросла до 20 руб.75 копеек в год. Но с появлением палачей, набранных из среды заключенных, власти открыли для себя замечательную возможность экономии казенных средств. Известно, что отечественные каты годами не получали жалованья. Если вольнонаемный палач мог со спокойной совестью требовать у начальства денег,то осужденные предпочитали права не качать и помалкивали. Впрочем, иногда палачам подваливало счастье ( обыкновенно это происходило при угрозе масштабной ревизии ) и тогда губернская казенная палата, которая ведала содержанием тюрем на территории губернии,начинала лихорадочно погашать долги.Сохранились указания на несколько таких забавных случаев:так, например, петербургский палач Яковлев в 1805г.неожиданно для себя получил жалование за 8 лет службы безо всяких просьб со своей стороны.
Хронический дефицит палачей,явственно ощущавшийся в Центральной России с конца 18 - го столетия, приводил порой к курьезам.В 1804г вся Малороссия осталась всего с одним штатным
палачом.Генерал-губернатор Куракин направил в Санкт- Петербург
представление с предложением официально разрешить набор в палачи преступников,осужденных за незначительные преступления Указом Сената от 13 марта 1805г ему такое право предоставили. Указ четко прописал категории преступников,которых можно было вербовать в палачи. Любопытно,что после оглашения этого указа по тюрьмам, желающих поступить в палачи так и не нашлось. Ни одного.В 1818 г. ситуация повторилась, на этот раз в Санкт - Петербурге. Тогда с интервалом в несколько месяцев умерли оба столичных палача. Эта ситуация едва не вызвала паралич всей правовой системы государства :некому стало исполнять судебные приговоры в части наложения наказаний. Заключенный не мог покинуть столичную тюрьму и отправиться по этапу до тех пор, пока не получил положенного ему телесного наказания и клеймения. Ступор, в который впала столичная администрация, оказавшаяся не в силах отыскать желающего на должность ката, вызвал обсуждение проблемы на самом высоком уровне. В Санкт - Петербурге припомнили представление Куракина и решили,что надо
идти тем же самым путем.Граф Милорадович предписал 11 декабря 1818 г. губернскому правлению действовать на основании Указа Сената от 13 марта 1805 г., т. е. официально набирать палачей среди преступников.
При Императоре Николае Первом произошла еще одна,более радикальная, индексация жалования палачей.Император 27 декабря
1833г.утвердил постановление Государственного Совета, повысить
денежные оклады вольнонаемным катам. Для столичных городов - Москвы и Санкт-петербурга - величина оплаты устанавливалась в размере 300-400 руб.в год, для губернских - 200-300 рублей в год.Кроме денежного оклада палачам полагались т.н. "кормовые" деньги(т.е. на питание), которые м. б. получать продуктами, а также одежда за казенный счет.Кстати,при нежелании брать казенную одежду палачу выплачивались деньги-58 рублей в год ; совсем немало, если иметь в виду, что пара сапог стоила до 6 рублей.В случае выезда палача для экзекуции в другой город ему
выплачивались командировочные-12 коп.в день.Примечательно, что
даже такой подъем денежного вознаграждения не вызвал притока желающих. Ни одного добровольца, пожелавшего записаться в палачи, ни в Москве, ни в Санкт-Петербурге так и не нашлось. С этого времени все палачи России были преступниками.
Следует сказать несколько слов об образе жизни тюремных экзекуторов. Несмотря на особый статус, приобретаемый с переходом в категорию тюремных служащих, они не переставали оставаться заключенными и отбывать свой срок. Зачастую даже после окончания срока заключения, они оставались в тюрьме, поскольку жизнь в подобных условиях была им привычна,знакома и во многом удобна. Палачи имели право заниматься на досуге ремеслами:известно,что некоторые из них были неплохими портными и обувных дел мастерами.Но,разумеется,не эти занятия поглощали их время.Непрерывного совершенствования требовало их, так сказать, профессиональное мастерство. Для улучшения и поддержания навыков порки,каты изготавливали муляжи человеческих тел из бересты,на которых тренировались ежедневно
Для этого должным образом оборудовалось либо их жилое помещение,либо соседнее.Главным условием при такого помещения была возможность свободного перемещения палачей вокруг кобылы с привязанным к ней муляжом и высокий потолок, позволявший правильно замахиваться.
Особого искусства требовала порка кнутом ; розги и плеть были гораздо проще в обращении.Кнут же требовал особых навыков, что
объяснялось уникальностью его конструкции.К деревянной рукояти
кнута крепилось кнутовище(иногда называемое "косой","косицей"
представлявшее из себя скрученные наподобие женской косы узкие
длинные ремни,а уж к кнутовищу подвязывалась ударная часть, т.
н."язык".Длина косы колебалась от 2,0 м.до 2,5 м.и подбиралась
индивидуально под рост экзекутора.Язык изготавливался из полосы толстой свиной кожи,вымоченной в крепком соляном растворе и высушенной под прессом таким образом,чтобы придать ее поперечному сечению V-образную форму."Язык" имел длину около 0,7 м.,которая никогда не менялась,удар наносился самым его концом. Удар плашмя считался слабым, непрофессиональным, мастер д.б.наносить удары только острой частью "языка". Жесткая свиная кожа рассекала человеческое тело подобно ножу. Палачи пороли обычно по-двое,при этом удары наносились поочередно с правой и левой сторон.Каждый из палачей клал свои
удары от плеча осужденного к пояснице таким образом,чтобы они не пересекались.Следы кнутов на спине человека оставляли узор
напоминавший "елочку". Если экзекуцию проводил один палач, то ему надлежало после каждого удара переходить на другую сторону
,дабы чередовать удары справа и слева.
Виртуозное владение кнутом делало палача,фактически, хозяином человеческой жизни. Опытный кат мог забить человека насмерть буквально 3- 4 десятками ударов.Для этого, обычно, палач умышленно клал несколько ударов в одно место. Такие удары раскалывали на куски внутренние органы-печень, легкие, почки, вызывая обширные внутренние кровоизлияния. И наоборот, в том случае,если палачу следовало спасти жизнь наказуемого, он мог выпороть его так, что человек оставался вообще неповрежден. В связи с последним замечанием имеет смысл процитировать воспоминания пастора Зейдера,которого 2 июня 1800 г. в Санкт -Петербурге подвергли порке кнутом, нанеся 20 ударов: "< ... > меня подвели к позорному столбу,к которому привязали за руки и
за ноги ;я перенес это довольно хладнокровно ; когда же палач набросил мне ремень на шею, чтобы привязать голову и выгнуть спину,то он затянул его так крепко, что я вскрикнул от боли. Окончив все приготовления и обнажив мою спину для получения смертельных ударов,палач приблизился ко мне.Я ожидал смерти с первым ударом ; мне казалось , что душа моя покидает бренную оболочку.Еще раз я вспомнил о своей жене и дитяте ; влажный туман подернул мои глаза."Я умираю невинным!Боже !В твои руки предаю дух!-воскликнул я и лишился сознания.Вдруг в воздухе что- то просвистело ; то был звук кнута, страшнейшего из всех бичей.Не касаясь моего тела,удары слегка задевали только пояс моих брюк.Приговор был исполнен ; меня отвязали, я оделся сам и почувствовал,что существую еще среди людей."Пастера Зейдера порол и спас ему за взятку жизнь знаменитый петербургский палач Никита Хлебосолов.
Именно его умению владеть кнутом Зейдер обязан сохраненным здоровьем. Хлебосолов порол его на глазах толпы, и разумеется он делал свое дело так, чтобы никто не смог обвинить палача в потворстве государственному преступнику. Пояса штанов Зейдера касалась косица кнута,язык же наносил удары по кобыле- столбу
,к которому был привязан осужденный.Другими словами,Хлебосолов
порол не человека, а полено под ним. Со стороны при этом все выглядело совершенно натурально:кнут свистел, язык с грохотом щелкал,осужденный стонал и выл.Обучение порке кнутом требовало
около года ежедневных занятий.Поэтому человек, записавшийся в палачи,сначала проходил довольно долгое и напряженное обучение в тюрьме на манекене и лишь после получения некоторых навыков начинал привлекаться к участию в настоящих экзекуциях.Какое- то время он действовал в качестве помощника палача,привыкая к крови,к крикам истязуемых,ко всей обстановке
экстремального действа. Постепенно ему начинали доверять некоторые сравнительно маловажные действия, например, порку плетью, но до кнута допускали далеко не сразу.
Для ежедневных занятий существовали специальные учебные кнуты.
Их отличие от от настоящих экзекуционных состояло в том, что для учебного кнута использовался мягкий "язык".От человеческой крови настоящий просоленный "язык" быстро размягчался;после каждого удара его надлежало тщательно протирать рукой или тряпкой.Но обычно более 10-15ударов "язык"
не выдерживал и его меняли на сухой. Старые "языки" шли на учебные кнуты.Обычно весь палаческий интструментарий хранился в том же помещении,где жили экзекуторы.Но в июле 1832 г. один из московских палачей продал за 500 рублей два настоящих кнута
,которые через посредника попали в руки князя Экмюльского,сына
французского маршала Даву.Тот вывез тайно кнуты за границу,где
демонстрировал их как русскую диковинку.Князь произвел в Париже настоящий фурор.Император Николай Первый был чрезвычайно разгневан происшедшим. Он повелел ужесточить правила хранения палаческого инвентаря : с той поры во всех тюрьмах появились специальные опечатанные шкафы, в которых складировались палаческие инструменты.Они выдавались катам под
запись в особом журнале.Было запрещено вышедший из употребления инструмент хранить,дарить,продавать и даже просто
показывать кому-либо. По списании инструмента его снимали с инвентарного учета и сжигали, либо закапывали в землю на тюремном кладбище.
Важным элементом палаческих будней с конца 18-го столетия стали командировки. Большое количество тюрем, даже в незначительном удалении от столиц, к 90-м годам 18-го века остались совсем без палачей.Поэтому властям приходилось время от времени направлять катов из одних мест в другие. Практика эта началась с упоминавшегося выше Никиты Хлебосолова, объездившего весь север России от Новгорода до Петрозаводска, и сделалась впоследствии общеупотребительной.К приезду палачей
в тюрьмах обычно накапливались несколько десятков человек, которые ожидали исполнения приговоров. Экзекутор в течение одного-двух дней выполнял свою часть работы,после чего уезжал в другой город. Но когда возникала необходимость наказания сотен или даже тысяч людей, то командировки затягивались на месяцы. Подобный случай произошел зимой 1831-32 гг., когда столичным палачам пришлось исполнять наказания, наложенные на виновников летних волнений 1831 г. в окрестностях г. Старая Русса. Тогда военные поселенцы, взбудорженные слухами о преднамеренном отравлении холерой колодцев, устроили массовые беспорядки,жертвами которых стали несколько десятков офицеров
,врачей и священников.Общее число бунтовавших поселян достигало 6 тыс. человек и большая их часть,согласно постановлению военно-судной комиссии, подлежала различным видам телесных наказаний.
Сохранились замечательные воспоминания Л. А. Серякова,очевидца
тех событий,которые дают весьма точное представление о работе палачей во время этой массовой экзекуции : "Наступило время казни.Сколько помню, это было на первой или второй неделе Великого поста. Подстрекаемый детским любопытством ( мне шел 9-й год ),я бегал на плац, лежащий между штабом и церковью, каждый день,во все время казней. Морозы стояли в те дни самые лютые.На плацу, как теперь вижу, была врыта кобыла ; близ нея прохаживались два палача, парни лет 25-ти, отлично сложенные, мускулистые,широкоплечие,в красных рубахах,плиссовых шароварах и в сапогах с напуском. Кругом плаца расставлены были казаки и резеврный батальон, а за ними толпились родственники осужденных.Около 9-ти утра прибыли на место казни
осужденные к кнуту,которых, помнится,в первый день казни было 25 человек.Одни из них приговорены были в 101-му удару кнутом
,другие - к 70-ти или 50-ти, третьи - к 25-ти ударам кнута. Приговоренных клали на кобылу поочереди,так что в то время,как
одного наказывали, все остальные стояли тут же и ждали своей очереди.Первого положили из тех,которым был назначен 101 удар.
Палач отошел шагов на 15 от кобылы,потом медленным шагом стал приближаться к наказываемому;кнут тащился между ног палача по снегу;когда палач подходил на близкое расстояние от кобылы, то
высоко взмахивал правою рукою кнут,раздавался в воздухе свист и затем удар.Палач отходил на прежнюю дистанцию,опять начинал медленно приближаться и т.д.( ...)первые удары делались крест накрест, с правого плеча по ребрам, под левый бок, и слева направо,а потом начинали бить вдоль и поперек спины. Мне казалось,что палач с первого же раза весьма глубоко прорубал кожу,потому что после каждого удара он левою рукою смахивал с кнута полную горсть крови.При первых ударах обыкновенно слышен
был у казнимых глухой стон, который умолкал скоро ; затем уже их рубили как мясо.Во время самого дела,отсчитавши, например, ударов 20 или 30, палач подходил к стоявшему тут же на снегу штофу,наливал стакан водки,выпивал и опять принимался за работу.Все это делалось очень,очень медленно.Под кнутом, сколько помню, ни один не умер ( помирали на второй или третий день после казни )."
http://awfully.by.ru/statyi/stat10/stat.html
Ссылка :Смертная казнь в цифрах и фактах: http://nedorazvmenie.livejournal.com/880514.html
Нашла здесь:http://nedorazvmenie.livejournal.com/897776.html?nc=1
..читать дальше
В раннем средневековье суд вершил феодал или его представитель
,опираясь на местные традиции.Первоначально осуществления наказания должны были осуществлять сами судьи или их помощники
(приставы),пострадавшие, случайно нанятые люди и т.д. Основой дознания был опрос свидетелей. Спорные вопросы решались с помощью системы ордалий («божьего суда»),когда человек как бы отдавался на волю бога. Это достигалось путем проведения поединка,по принципу "кто победил,тот и прав". Драться должны были или сами обвинитель и подозреваемый,или их представители (родственники,нанятые и т.д.)Другой формой ордалий были физические испытания,например, взять в руку раскаленный метал или опустить руку в кипяток. Позднее по количеству и степени ожогов судья определял волю бога.Понятно, что такой суд был не слишком справедлив.С усилением центральной власти и развитием городов, где местную власть осуществляли выборные власти, возникает система более профессионального суда.
С развитием судопроизводства усложняются и наказания. Наряду со старыми формами наказания, такими как вергельд (штраф) и простая казнь, появляются новые. Это бичевание, клеймение, отсечение конечностей, колесование и т.д.. Определенную роль играло то,что в некоторых местах сохранялась идея «око за око»,т.е.,если человек нанес какое-либо телесное повреждение, например,если преступник сломал пострадавшему руку,то ему тоже
нужно было сломать руку.
Теперь нужен был специалист, способный провести процедуру наказания, причем так, чтобы осужденный не погиб, если он был осужден только на наказание, или до того, как будут выполнены все назначенные судом пытки.Как и раньше необходимо было провести процедуры допроса, заставив подозреваемого дать показания,но при этом не допустить потери сознания и особенно смерти подозреваемого во время допроса.Первые упоминания должности палача встречаются в документах 13 века.Но монополия
на выполнение приговоров установилась за ним только к 16 веку.
До этого приговор могли выполнять, как и раньше, другие люди.
Официально работа палача считалась такой же профессией, как и любые другие.Палач считался служащим,чаще городским,но иногда он мог находиться на службе какого-нибудь феодала.Он отвечал за исполнение различных приговоров суда, а также проведение пыток.Следует отметить, что палач был именно исполнителем. Он не мог по своей воле провести пытку. Обычно его действиями руководил представитель суда.
Палач получал жалование, иногда дом, где он жил. В некоторых случаях палачам,как и другим служащим,оплачивалась и форменная
одежда. Иногда эта была общая униформа городских служащих, иногда особая одежда, подчеркивающая его значение. Большая часть инструментов(дыба,другие приспособления и т.д.) оплачивались и принадлежали городу.Символом палача (во Франции)был специальный меч с округлым лезвием,предназначенный
только для отрубания голов.В России - кнут.Маску, которую так часто показывают в кино,реальный палач обычно не надевал.Маска
была на палаче при казни английского короля Англии Карла 1-го,
но это был единичный случай.Обычно должности палача занималась
или по наследству, или под угрозой уголовного преследования.
Существовала практика что осужденный мог получить амнистию, если соглашался стать палачом.Для этого необходимо,чтобы место
палача было вакантно, и не всем осужденным могли предложить такой выбор.Перед тем как стать палачом,претендент должен был долгое время проработать подмастерьем. Претендент должен был обладать немалой физической силой и значительными знаниями о человеческом теле.Чтобы подтвердить свое умение,кандидат,также
как и в других средневековых профессиях,должен был исполнить
«шедевр», т. е., выполнить свои обязанности под присмотром старших. Если палач уходил на покой, он был обязан предложить городу кандидатуру на свой пост.Иногда, кроме палача, были и другие смежные должности.Так, в Париже, помимо самого палача, в команду входили его помощник,отвечавший за пытки,и плотник, специально занимавшийся строительством эшафота и т.д. Хотя по закону палач и считался обычным служащим, отношение к нему было соответствующим.Правда он нередко мог хорошо зарабатывать
Но работа палача считалась крайне малопочтенным занятием. По своему положению он был близок к таким низшим слоям общества, как проститутки,актеры и т.д..Даже случайно соприкосновение с палачом было неприятно. Именно поэтому палач часто должен был носить форменную одежду особого покроя и/или цвета( в Париже -синего).Для дворянина считалось оскорбительным сам факт поездки в телеге палача. Даже если осужденного освобождали на плахе, сам факт того, что он проехал в телеге палача, наносил огромный ущерб его чести.Известен случай,когда палач,
назвавшись городским служащим, был принят в доме дворянки. Позднее,узнав кто он, она подала на него в суд, поскольку чувствовала себя оскорбленной. И хотя она проиграла процесс, сам факт весьма показателен.
В другой раз группа пьяных молодых дворян,услыхав,что в доме, мимо которого они проходили, звучит музыка,вломилась туда. Но узнав, что попали на свадьбу палача, сильно смутились. Только один остался и даже попросил показать ему меч. Поэтому палачи обычно общались и женились в кругу близких им по положению профессий – могильщики, живодеры и т.д.. Так возникали целые династии палачей.Палач нередко рисковал быть избитым. Эта угроза возрастала за границей города или в период проведения крупных ярмарок, когда в городе появлялось много случайных людей, которые могли не бояться преследования местных властей.
Во многих областях Германии, существовало правило, что если кто-то,например, муниципалитет небольшого города,нанимал палача, он был обязан обеспечит его охраной и даже внести специальный залог.Бывали случи, когда палачей убивали. Это могла сделать как толпа, недовольная проведением казни, так и преступники.
Поскольку палач считался городским служащим, он получал фиксированную оплату по таксе, установленной властями. Кроме того,палачу отдавались все вещи, что надеты от пояса жертвы и ниже. Позднее в его распоряжение стала передаваться вся одежда.Поскольку казни проводились преимущественно в особо объявленные дни, в остальное время работы, а, следовательно, и заработка, у палача было не так чтоб очень много. Иногда городской палач выезжал в соседние небольшие городки для выполнения своих функций по заказам местных властей. Но это тоже случалось не часто.Чтобы дать палачу возможность заработать и не платить ему за простой,за ним часто закреплялись и другие функции. Какие конкретно, зависело как от местных традиций, так и от размеров города.
Среди них наиболее часто встречались следующие.Во-первых,палач
обычно осуществлял надзор за городскими проститутками, естественно собирая с них фиксированную плату. Т.е., являлся содержателем борделя,отвечавшим также за поведение проституток
перед городскими властями.Эта практика была очень распространена до 15 века,позднее от нее постепенно отказались
Во-вторых, иногда он отвечал за чистку общественных уборных, выполняя работу золотаря. Эти функции были закреплены за ними во многих городах до конца 18 века.В-третьих,он мог исполнять работу живодера,т.е.,занимался отловом бродячих собак, удалял из города падаль и выгонял прокаженных. Интересно, что если в городе были профессиональные живодеры, они часто были обязаны выступать в качестве помощников палача. Со временем и ростом городов у палача появлялось все больше работы,и он постепенно избавлялся от дополнительных функций.
Наряду с этими работами палач нередко оказывал населению другие услуги.Он торговал частями трупов и снадобьями, изготовленными из них,а также различными деталями,относящимися
к казни. Такие вещи, как «рука славы» (кисть, отрубленная у преступника)и кусок веревки,на которой был повешен преступник
,часто упоминаются в различных книгах по магии и алхимии того времени.Нередко палач выступал в роли лекаря. Следует учесть, что по роду своей деятельности, палач должен хорошо разбираться в анатомии человека.К тому же,в отличие от докторов того времени, он имел свободный доступ к трупам. Поэтому он хорошо разбирался в различных травмах и болезнях. Репутация палачей как хороших лекарей была общеизвестна.Так Екатерина II упоминает о том, что в молодости данцингский палач лечил ей позвоночник, т.е., выполнял работу мануального терапевта.Иногда палач выступал в роли экзорциста, способного причинив боль телу, изгнать овладевшего им злого духа. Дело в том, что одним из надежнейших способов изгнать злого духа,завладевшего телом, считалась пытка.Причиняя боль телу, люди как бы пытали демона, заставляя его покинуть это тело.
http://www.rolemancer.ru/sections.php?op=viewarticle&artid=2260
В Великобритании обнародованы архивные документы, рассказывающие о том, какие требования предъявлялись к экзотической профессии палача.И хотя за этой работой не выстраивались очереди, соискателям приходилось проходить жесткий отбор.Палач, прежде всего, должен был с достоинством нести бремя своего ремесла.Претендентам отказывали по причинам
болтливости, сомнительных моральных качеств, психических отклонений. От кандидата требовались бдительность, гибкий ум и хорошее физическое здоровье.По этой причине, как следует из документов, в 1940 г рассматривалась возможность отправки на пенсию Томаса Пирпойнта,патриарха среди своих британских коллег, разменявшего к тому времени седьмой десяток. Пирпойнт был потомственным экзекутором,на должности палача он проработал 37 лет,казнив за это время свыше 300 мужчин и женщин.
Тюремное руководство встревожилось его состоянием после того, как из одной тюрьмы поступил рапорт, что Пирпойнт больше не подходит для исполнения своих обязанностей.«По мнению доктора Ландерса, для Пирпойнта работа стала слишком тяжелой; он стал нерешителен и сомневается в прежней остроте своего зрения», - написал в декабре 1940г начальник тюрьмы Wandsworth.Однако в
дальнейшем на Пирпойнта практически не жаловались,и благодаря отсутствию подходящей замены его до конца Второй мировой войны
оставили на этой должности. «Учитывая обусловленные войной сложности при поиске новой кандидатуры,а также благожелательные отзывы из других тюрем, члены комиссии склонились к решению разрешить Пирпойнту продолжить работу», -говорится в заключении пенитициарной комиссии от 1943г.Там же содержится любопытная приписка о том, что «нужно уделить особое внимание его умениям (казни)».
Как следует из архивных документов, многие из тех,кто в 1938 г
подавал заявление на работу палача,разочаровывали комиссию.
«Видимо,у него болезненный интерес к своей работе, которым он заразился от своего приятеля, совершившего множество казней в Аравии»,- говорится об одном из соискателей.Другому, по имени Даниэль Клиффорд,было отказано после того,как помощник палача предупредил комиссию, что тот слишком болтлив, когда выпьет. Еще одного, подававшего надежды, завернули из-за повышенной нервозности,а палач Артур Клиффорд Гилл не подошел как
«человек падших нравов». Поиск соискателей на работу палачей прекратился в 1964 г когда Великобритания отменила смертную казнь.
Отметим, что в Великобритании более известен его сын, Альберт Пирпойнт, который кончины своего отца продолжил его дело. Он проработал королевским палачом Великобритании до 1956г, когда он неожиданно оставил профессию и до конца своих дней работал разносчиком бакалейных товаров.С 1934г когда он начал осваивать ремесло палача,он повесил 608 человек - больше, чем кто либо другой, в том числе 27 военных преступников, которых он обслужил за один день. Умер Альберт Пирпойнт в 1992 году.
Перед отставкой ему пришлось пройти через унизительное отречение от должности,предусмотренное новым указом об отмене высшей меры наказания.О нем был даже снят телефильм
«Последний палач»,который впоследствии был переснят для широкого экрана и вышел в прокат в апреле 2006 г. Создатели фильма выдвинули версию, что внезапный отход Пирпойнта от дел объясняется тем,что он собственноручно повесил своего приятеля
по имени Тиш,с которым прежде пировал в лондонских барах, после того как его осудили за убийство подруги в ходе пьяной ссоры.http://www.day.az/print/news/unusual/50213.html
Кат- не брат, небось не помилует"... Присловие это родилось в русском языке в то далекое время, когда слово "кат" еще не сделалось аллегоричски-уничижительным,а было исполнено самого что ни на есть буквального смысла и означало:экзекутор,палач, мучитель.Оформление палачества как профессии следует отнести к допетровской эпохе.Боярская Дума своим постановлением от 16 мая 1681 г.определила, "чтобы во всяком городе без палачей не быти".Правило это впоследствии видоизменялось неоднократно, но
если бы кто - то захотел выбрать дату для профессионального праздника отечественных палачей,то вряд ли бы ему удалось отыскать в календаре день более подходящий.Именно с 16 мая 1681 г.палачество сделалось явлением общегосударственным и унифицировнным.Упомянутое постановление ( т. н. боярский приговор ) требовало от воевод набора в заплечных дел мастера людей городских( посадских ),молодых и притом желающих идти в палачи добровольно.В том случае,если таких добровольцев отыскать не представлялось возможным, то палачей следовало набирать принудительно либо из бродяг, либо местных молодых людей.Оклад городского ката времен Царя Алексея Михайловича был равен 4 руб. в год.
Православие относилось к этой профессии чрезвычайно отрицательно. Понятно почему: палач из побуждений алчности добровольно отказывался от соблюдения важнейших религиозных и этических норм и тем наносил непоправимый вред бессмертию своей души.Сравнение палачей с воином,убивающим врагов, иногда
допускаемое в католицизме,православие не считало обоснованным
.Палач практически пожизненно лишался духовного окормления и не допускался к причастию. Из истории Православной Церкви известны случаи, когда раскаявшиеся преступники принимались в монастыри и вели прославившую их подвижническую жизнь ( яркий тому пример-знаменитый главарь бандитской шайки Опта, в честь которого,по преданию,получила свое название Оптина пустынь), но почти нет примеров милосердного прощения палачей ( единственный,пожалуй, случай такого рода - история одного из последних штатных палачей в России Петрова ( псковского ) , которого в январе 1872 г.приняли в Соловецкий монастырь ). Поэтому,с одной стороны, палачи и их работа всегда привлекали к себе определенное любопытство людей,а с другой - их откровенно презирали во всех слоях общества.
Впрочем, в первые десятилетия, прошедшие с принятия боярского приговора от 16 мая 1681 г,власти не сталкивались с проблемой набора катов из свободных горожан. В любом сколь - нибудь крупном городе без особого труда м. б. розыскать нескольких человек, готовых за невеликую плату увечить и убивать других людей.В начале своего царствования Петр Первый выкликал из толпы зрителей,явившихся на казнь, своего рода палачей - добровольцев,которых одаривал мелкой монетой да водкой. Расправа над стрельцами явилась ярким подтверждением существования подобной традиции.Но с течением времени народный
энтузиазм начал угасать. Легко понять почему это происходило: росло отчуждение народа от власти. Если в допетровское время люди приветствовали мучительные казни воров - душегубов, то с установлением иноземных порядков и появлением в отечественной администрации иноверцев - инородцев, народ начал все более убеждаться во враждебности власти.Все чаще и чаще на плаху шли
люди, осужденные по политическим мотивам и все более и более простой народ разочаровывался в своем правителе.Ко времени Анны Иоанновны дефицит палачей-добровольцев стал уже очевиден;
выкликать желающих помогать кату перестали,поскольку не находилось более людей,готовых за горсть медной мелочи и чарку
водки убивать русских людей( а немцев и других инородцев в ту эпоху в России почти не казнили ).
В начале своего правления Императрица Елизавета Петровна повелела наладить четкую работу палачей по всей стране : укомплектовать штаты, привести в должный порядок застенки ( "застенок" того времени - это камера пыток ) и т. п.. Во исполнение этого повеления появился Указ Сената от 10 июня 1742 г.,который установил своего рода штатное расписание палаческой службы в масштабах всей Империи. Этим Указом предписывалось губернским правлениям обеспечить наличие в каждом губернском городе 2 штатных палачей,а в уездном-одного
Столицам - Москве и Санкт - Петербургу - надлежало постоянно содержать трех заплечных дел мастеров. Помощники палачей, обучающиеся своему ремеслу, в их число не включались. Палачи получали довольствие-денежное,продуктовое и вещевое - во всем соответствующее солдатскому.Денег кат получал 9 руб.95 копеек в год.
В общем-то,невеликой оказалась щедрость Государыни.Понятно,что
при таком подходе к делу желающих поступить на службу в палачи
больше не стало.Между тем, в далеких сибирских каторжанских тюрьмах - в тех самых, где сидели закованными в кандалы самые опасные преступники Империи- таких проблем не знали вовсе. По той простой причине,что в каты набирались обыкновенные каторжане,приговоренные к серьезным телесным наказаниям, т .е.
таким,после которых вполне м.б.умереть.Преступнику предлагали снятие с него наказания за поступление в палачи. Желающие находились всегда;для многих это был единственный шанс выжить.
С середины 18 столетия в качестве штатных палачей все чаще появляются лица, осужденных за разного рода преступления, не связанные с посягательством на жизнь человека, например, дезертирство, кражу, угон скота, перенос межевых знаков и пр. И с течением времени эта категория лиц практически вытеснила палачей- добровольцев.Обыкновенный кат, поступивший на службу добровольно, жил в городе и приходил в тюрьму, как на работу. Но палача,завербовавшегося из осужденных,никто в город отпустить не мог.Поначалу такие палачи и их ученики помещались
в обычных тюремных камерах среди прочих заключенных. Но от этой практики довольно быстро отказались по вполне очевидной причине : сокамерники постоянно совершали нападения на катов. Существовала и другая причина, менее очевидная : заключенные могли подкупить палача, дабы тот наказывал более, либо менее строго. Тюремные предания той поры кишат историями о том, как палач за взятку забивал истязуемого насмерть- это был традиционный и почти легальный способ сведения счетов в тюрьме
Поэтому тюремные власти начали принимать специальные меры к тому, чтобы отделить палачей от остальной массы заключенных. Для катов стали оборудовать отдельные помещения, как правило даже в отдельных коридорах, чтобы исключить любую возможность общения обычных заключенных со своими палачами.
Другой проблемой для властей оказался неожиданный, но весьма любопытный нюанс : посетители тюрем, приходившие на свидания к заключенным, жаловались на встречи с палачами в тюремных коридорах. Чем эти встречи были неприятны обычному человеку догадаться несложно : палач, возвращающийся с экзекуции был похож на мясника со скотобойни : окровавленные руки, кровь , стекающая по фартуку,брызги крови на лице,в руках- палаческий инструмент( кнуты,притяжные кольца,веревки и пр.)Когда такое чудо в сопровождении конвоя выходило неожиданно из-за угла, надо думать ,осадок от встречи оставался самый неприятный. Такие спонтанные встречи очень часто происходили в пересыльных
тюрьмах,где обыкновенно исполнялись наложенные судом телесные наказания, и куда приходила масса народу для прощания с родственниками перед их отбытием в Сибирь.
Жалобы на такого рода неприятные встречи получали столичные ( петербургские)обер - полицмейстеры Шульгин и Кокошкин. Именно при последнем- в 1833 г. - произошло окончательное отделение палачей от тюремной среды: для катов был выстроено особое помещение в тюремном дворе,устроенное т. о. , что исключалась любая возможность случайной встречи палачей с заключенными или посетителями тюрьмы.Аналогичные меры были приняты в большинстве других тюрем Империи.При Императоре Павле Первом произошла индексация жалования экзекуторов : величина денежного довольствия выросла до 20 руб.75 копеек в год. Но с появлением палачей, набранных из среды заключенных, власти открыли для себя замечательную возможность экономии казенных средств. Известно, что отечественные каты годами не получали жалованья. Если вольнонаемный палач мог со спокойной совестью требовать у начальства денег,то осужденные предпочитали права не качать и помалкивали. Впрочем, иногда палачам подваливало счастье ( обыкновенно это происходило при угрозе масштабной ревизии ) и тогда губернская казенная палата, которая ведала содержанием тюрем на территории губернии,начинала лихорадочно погашать долги.Сохранились указания на несколько таких забавных случаев:так, например, петербургский палач Яковлев в 1805г.неожиданно для себя получил жалование за 8 лет службы безо всяких просьб со своей стороны.
Хронический дефицит палачей,явственно ощущавшийся в Центральной России с конца 18 - го столетия, приводил порой к курьезам.В 1804г вся Малороссия осталась всего с одним штатным
палачом.Генерал-губернатор Куракин направил в Санкт- Петербург
представление с предложением официально разрешить набор в палачи преступников,осужденных за незначительные преступления Указом Сената от 13 марта 1805г ему такое право предоставили. Указ четко прописал категории преступников,которых можно было вербовать в палачи. Любопытно,что после оглашения этого указа по тюрьмам, желающих поступить в палачи так и не нашлось. Ни одного.В 1818 г. ситуация повторилась, на этот раз в Санкт - Петербурге. Тогда с интервалом в несколько месяцев умерли оба столичных палача. Эта ситуация едва не вызвала паралич всей правовой системы государства :некому стало исполнять судебные приговоры в части наложения наказаний. Заключенный не мог покинуть столичную тюрьму и отправиться по этапу до тех пор, пока не получил положенного ему телесного наказания и клеймения. Ступор, в который впала столичная администрация, оказавшаяся не в силах отыскать желающего на должность ката, вызвал обсуждение проблемы на самом высоком уровне. В Санкт - Петербурге припомнили представление Куракина и решили,что надо
идти тем же самым путем.Граф Милорадович предписал 11 декабря 1818 г. губернскому правлению действовать на основании Указа Сената от 13 марта 1805 г., т. е. официально набирать палачей среди преступников.
При Императоре Николае Первом произошла еще одна,более радикальная, индексация жалования палачей.Император 27 декабря
1833г.утвердил постановление Государственного Совета, повысить
денежные оклады вольнонаемным катам. Для столичных городов - Москвы и Санкт-петербурга - величина оплаты устанавливалась в размере 300-400 руб.в год, для губернских - 200-300 рублей в год.Кроме денежного оклада палачам полагались т.н. "кормовые" деньги(т.е. на питание), которые м. б. получать продуктами, а также одежда за казенный счет.Кстати,при нежелании брать казенную одежду палачу выплачивались деньги-58 рублей в год ; совсем немало, если иметь в виду, что пара сапог стоила до 6 рублей.В случае выезда палача для экзекуции в другой город ему
выплачивались командировочные-12 коп.в день.Примечательно, что
даже такой подъем денежного вознаграждения не вызвал притока желающих. Ни одного добровольца, пожелавшего записаться в палачи, ни в Москве, ни в Санкт-Петербурге так и не нашлось. С этого времени все палачи России были преступниками.
Следует сказать несколько слов об образе жизни тюремных экзекуторов. Несмотря на особый статус, приобретаемый с переходом в категорию тюремных служащих, они не переставали оставаться заключенными и отбывать свой срок. Зачастую даже после окончания срока заключения, они оставались в тюрьме, поскольку жизнь в подобных условиях была им привычна,знакома и во многом удобна. Палачи имели право заниматься на досуге ремеслами:известно,что некоторые из них были неплохими портными и обувных дел мастерами.Но,разумеется,не эти занятия поглощали их время.Непрерывного совершенствования требовало их, так сказать, профессиональное мастерство. Для улучшения и поддержания навыков порки,каты изготавливали муляжи человеческих тел из бересты,на которых тренировались ежедневно
Для этого должным образом оборудовалось либо их жилое помещение,либо соседнее.Главным условием при такого помещения была возможность свободного перемещения палачей вокруг кобылы с привязанным к ней муляжом и высокий потолок, позволявший правильно замахиваться.
Особого искусства требовала порка кнутом ; розги и плеть были гораздо проще в обращении.Кнут же требовал особых навыков, что
объяснялось уникальностью его конструкции.К деревянной рукояти
кнута крепилось кнутовище(иногда называемое "косой","косицей"
представлявшее из себя скрученные наподобие женской косы узкие
длинные ремни,а уж к кнутовищу подвязывалась ударная часть, т.
н."язык".Длина косы колебалась от 2,0 м.до 2,5 м.и подбиралась
индивидуально под рост экзекутора.Язык изготавливался из полосы толстой свиной кожи,вымоченной в крепком соляном растворе и высушенной под прессом таким образом,чтобы придать ее поперечному сечению V-образную форму."Язык" имел длину около 0,7 м.,которая никогда не менялась,удар наносился самым его концом. Удар плашмя считался слабым, непрофессиональным, мастер д.б.наносить удары только острой частью "языка". Жесткая свиная кожа рассекала человеческое тело подобно ножу. Палачи пороли обычно по-двое,при этом удары наносились поочередно с правой и левой сторон.Каждый из палачей клал свои
удары от плеча осужденного к пояснице таким образом,чтобы они не пересекались.Следы кнутов на спине человека оставляли узор
напоминавший "елочку". Если экзекуцию проводил один палач, то ему надлежало после каждого удара переходить на другую сторону
,дабы чередовать удары справа и слева.
Виртуозное владение кнутом делало палача,фактически, хозяином человеческой жизни. Опытный кат мог забить человека насмерть буквально 3- 4 десятками ударов.Для этого, обычно, палач умышленно клал несколько ударов в одно место. Такие удары раскалывали на куски внутренние органы-печень, легкие, почки, вызывая обширные внутренние кровоизлияния. И наоборот, в том случае,если палачу следовало спасти жизнь наказуемого, он мог выпороть его так, что человек оставался вообще неповрежден. В связи с последним замечанием имеет смысл процитировать воспоминания пастора Зейдера,которого 2 июня 1800 г. в Санкт -Петербурге подвергли порке кнутом, нанеся 20 ударов: "< ... > меня подвели к позорному столбу,к которому привязали за руки и
за ноги ;я перенес это довольно хладнокровно ; когда же палач набросил мне ремень на шею, чтобы привязать голову и выгнуть спину,то он затянул его так крепко, что я вскрикнул от боли. Окончив все приготовления и обнажив мою спину для получения смертельных ударов,палач приблизился ко мне.Я ожидал смерти с первым ударом ; мне казалось , что душа моя покидает бренную оболочку.Еще раз я вспомнил о своей жене и дитяте ; влажный туман подернул мои глаза."Я умираю невинным!Боже !В твои руки предаю дух!-воскликнул я и лишился сознания.Вдруг в воздухе что- то просвистело ; то был звук кнута, страшнейшего из всех бичей.Не касаясь моего тела,удары слегка задевали только пояс моих брюк.Приговор был исполнен ; меня отвязали, я оделся сам и почувствовал,что существую еще среди людей."Пастера Зейдера порол и спас ему за взятку жизнь знаменитый петербургский палач Никита Хлебосолов.
Именно его умению владеть кнутом Зейдер обязан сохраненным здоровьем. Хлебосолов порол его на глазах толпы, и разумеется он делал свое дело так, чтобы никто не смог обвинить палача в потворстве государственному преступнику. Пояса штанов Зейдера касалась косица кнута,язык же наносил удары по кобыле- столбу
,к которому был привязан осужденный.Другими словами,Хлебосолов
порол не человека, а полено под ним. Со стороны при этом все выглядело совершенно натурально:кнут свистел, язык с грохотом щелкал,осужденный стонал и выл.Обучение порке кнутом требовало
около года ежедневных занятий.Поэтому человек, записавшийся в палачи,сначала проходил довольно долгое и напряженное обучение в тюрьме на манекене и лишь после получения некоторых навыков начинал привлекаться к участию в настоящих экзекуциях.Какое- то время он действовал в качестве помощника палача,привыкая к крови,к крикам истязуемых,ко всей обстановке
экстремального действа. Постепенно ему начинали доверять некоторые сравнительно маловажные действия, например, порку плетью, но до кнута допускали далеко не сразу.
Для ежедневных занятий существовали специальные учебные кнуты.
Их отличие от от настоящих экзекуционных состояло в том, что для учебного кнута использовался мягкий "язык".От человеческой крови настоящий просоленный "язык" быстро размягчался;после каждого удара его надлежало тщательно протирать рукой или тряпкой.Но обычно более 10-15ударов "язык"
не выдерживал и его меняли на сухой. Старые "языки" шли на учебные кнуты.Обычно весь палаческий интструментарий хранился в том же помещении,где жили экзекуторы.Но в июле 1832 г. один из московских палачей продал за 500 рублей два настоящих кнута
,которые через посредника попали в руки князя Экмюльского,сына
французского маршала Даву.Тот вывез тайно кнуты за границу,где
демонстрировал их как русскую диковинку.Князь произвел в Париже настоящий фурор.Император Николай Первый был чрезвычайно разгневан происшедшим. Он повелел ужесточить правила хранения палаческого инвентаря : с той поры во всех тюрьмах появились специальные опечатанные шкафы, в которых складировались палаческие инструменты.Они выдавались катам под
запись в особом журнале.Было запрещено вышедший из употребления инструмент хранить,дарить,продавать и даже просто
показывать кому-либо. По списании инструмента его снимали с инвентарного учета и сжигали, либо закапывали в землю на тюремном кладбище.
Важным элементом палаческих будней с конца 18-го столетия стали командировки. Большое количество тюрем, даже в незначительном удалении от столиц, к 90-м годам 18-го века остались совсем без палачей.Поэтому властям приходилось время от времени направлять катов из одних мест в другие. Практика эта началась с упоминавшегося выше Никиты Хлебосолова, объездившего весь север России от Новгорода до Петрозаводска, и сделалась впоследствии общеупотребительной.К приезду палачей
в тюрьмах обычно накапливались несколько десятков человек, которые ожидали исполнения приговоров. Экзекутор в течение одного-двух дней выполнял свою часть работы,после чего уезжал в другой город. Но когда возникала необходимость наказания сотен или даже тысяч людей, то командировки затягивались на месяцы. Подобный случай произошел зимой 1831-32 гг., когда столичным палачам пришлось исполнять наказания, наложенные на виновников летних волнений 1831 г. в окрестностях г. Старая Русса. Тогда военные поселенцы, взбудорженные слухами о преднамеренном отравлении холерой колодцев, устроили массовые беспорядки,жертвами которых стали несколько десятков офицеров
,врачей и священников.Общее число бунтовавших поселян достигало 6 тыс. человек и большая их часть,согласно постановлению военно-судной комиссии, подлежала различным видам телесных наказаний.
Сохранились замечательные воспоминания Л. А. Серякова,очевидца
тех событий,которые дают весьма точное представление о работе палачей во время этой массовой экзекуции : "Наступило время казни.Сколько помню, это было на первой или второй неделе Великого поста. Подстрекаемый детским любопытством ( мне шел 9-й год ),я бегал на плац, лежащий между штабом и церковью, каждый день,во все время казней. Морозы стояли в те дни самые лютые.На плацу, как теперь вижу, была врыта кобыла ; близ нея прохаживались два палача, парни лет 25-ти, отлично сложенные, мускулистые,широкоплечие,в красных рубахах,плиссовых шароварах и в сапогах с напуском. Кругом плаца расставлены были казаки и резеврный батальон, а за ними толпились родственники осужденных.Около 9-ти утра прибыли на место казни
осужденные к кнуту,которых, помнится,в первый день казни было 25 человек.Одни из них приговорены были в 101-му удару кнутом
,другие - к 70-ти или 50-ти, третьи - к 25-ти ударам кнута. Приговоренных клали на кобылу поочереди,так что в то время,как
одного наказывали, все остальные стояли тут же и ждали своей очереди.Первого положили из тех,которым был назначен 101 удар.
Палач отошел шагов на 15 от кобылы,потом медленным шагом стал приближаться к наказываемому;кнут тащился между ног палача по снегу;когда палач подходил на близкое расстояние от кобылы, то
высоко взмахивал правою рукою кнут,раздавался в воздухе свист и затем удар.Палач отходил на прежнюю дистанцию,опять начинал медленно приближаться и т.д.( ...)первые удары делались крест накрест, с правого плеча по ребрам, под левый бок, и слева направо,а потом начинали бить вдоль и поперек спины. Мне казалось,что палач с первого же раза весьма глубоко прорубал кожу,потому что после каждого удара он левою рукою смахивал с кнута полную горсть крови.При первых ударах обыкновенно слышен
был у казнимых глухой стон, который умолкал скоро ; затем уже их рубили как мясо.Во время самого дела,отсчитавши, например, ударов 20 или 30, палач подходил к стоявшему тут же на снегу штофу,наливал стакан водки,выпивал и опять принимался за работу.Все это делалось очень,очень медленно.Под кнутом, сколько помню, ни один не умер ( помирали на второй или третий день после казни )."
http://awfully.by.ru/statyi/stat10/stat.html
Ссылка :Смертная казнь в цифрах и фактах: http://nedorazvmenie.livejournal.com/880514.html
Нашла здесь:http://nedorazvmenie.livejournal.com/897776.html?nc=1