Моя душа

" Насиреддин Туси (1201-1274 гг.) отмечает, что хорошая жена является своему мужу матерью, другом и служанкой, а плохую уподобляет злодею, врагу и вору.
Считалось,что каждый мужчина должен вступить в брак,ибо,оставаясь холостяком, он совершает преступление по отношению к обществу и является бесполезным, ненужным его членам. Цель брака-продлить наш род и произвести на свет будущих полезных граждан государства. Французский учёный А.Дэбе писал: "Воспитать ребёнка, вырастить деревце и возделать поле-вот что глубоко чтит вся Персия и Индия, и мы должны приложить все усилия, чтобы не отстать в нравственности от этих народов".Безбрачие считалось пороком у всех народов. Согласно преданиям древнего Азербайджана,верованиям древнего Ирана и Египта,души умерших безбрачными не попадают на небо,а вечно бродят по земле.Поэтому, прежде, чем предать безбрачного земле, египтяне совершали над ним обряд бракосочетания."
читать дальше
Предлагаю выдержки из 2-х томника доктора исторических наук Фарида Алекперли
"Тысяча и один секрет Востока",а также ссылка на эл.вариант.В 1-м томе книге приводятся советы средневековых целителей о том,как предотвращать и лечить те или иные заболевания, описываются сотни видов лекарственных растений, повествуется о лечебных ваннах,бальзамах,массаже,физкультуре, ароматерапии,
йоге,правильном питании и т.д.Отдельная глава посвящена целебным свойствам камней,магии и астрологии.Во 2-м томе обобщены сведения древних и средневековых источников о браке и семье. Повествуется о различных формах брака, национальных традициях воспитания детей, правильном выборе имени для ребенка,способах лечения репродуктивных заболеваний.
Древние египтяне считали,что супруг должен нежно заботиться о своей жене, ибо она - "поле, полезное для владыки его". Египетская книга "Об этикете для чиновника", написанная более 4000 тысяч лет назад гласит: "Подобает завести семью,любить и окружать заботой жену,ибо она-пашня благостная для её владыки. Надо также следить, чтобы она не стала главой семьи". Другой древнеегипетский документ, написанный в XVIII в. до н.э., рекомендует мужчине помнить о терпеливости и преданности его собственной матери и обращаться со своей женой с той же любящей благодарностью, которую он испытывает к своей матери.
Зороастрийцы (огнепоклонники) древнего Азербайджана считали безбрачие величайшим грехом. Древние тюрки огузы также с пренебрежением относились к холостым и бездетным людям.Приведем цитату из азербайджанского эпоса "Китаби-Деде Коркут"(VII-XIV вв.):“Хан Баяндур,над ханами хан,раз в году пир затевал, беков огузов в гости сзывал... Где белый шатер, где красный, где черный шатер ставить велит и так говорит:"У кого ни сына, ни дочери - того в черный шатер сажайте, черный войлок ему стелите, мясо черного барана ему подносите. Станет есть - пусть ест, а не станет есть, пусть встает и уходит. У кого сын, того в белый шатер,у кого дочь, того в красный шатер. У кого ни сына ни дочери, того Бог всемогущий проклял и мы проклинаем, а кому неведомо это, пусть знает!".
У скифов тот, кто долго медлил с вступлением в брак, подлежал изгнанию из племени. Греки и римляне налагали на безбрачных штраф. Брак - священный долг каждого гражданина, - вот чему учили Сократ, Аристотель, Платон. Например, по законам Платона,мужчина, достигший 35-летнего возраста и не вступивший в брак,
лишался права голоса на общественных собраниях. Легендарный спартанский законодатель Ликург постановил лишить безбрачных гражданских прав: холостяки не могли занимать ни гражданских, ни военных должностей, они не имели права участвовать в общественных играх.Спартанцы уважали стариков и кланялись, встречая их на улице. Согласно спартанской легенде,как-то случилось так, что старик прошёл мимо юноши,но тот ему не поклонился.Когда юношу спросили почему он так поступил, тот ответил: "Что старость надо уважать я отлично знаю. Но этот именно старик - презренный холостяк.Так как он не дал государству детей, которые стали бы меня уважать, когда я буду старцем, то я не считаю нужным оказывать ему почтение".
Древние греки и римляне не только награждали тех, у кого было много детей, но даже налагали известное наказание на тех, кто оставался холостяком. Император Август назначил штрафы за безбрачие, чтобы таким образом "возместить казне те убытки,которые безбрачие причиняет государству во время войны".Чтобы увеличить
количество браков, император Август разрешил всем римским гражданам за исключением сенаторов вступать в брак с вольноотпущенными рабами, и эти браки не принесли ничего кроме пользы. Для этой же цели Август обúявил в народном собрании,что назначает каждому отцу семейства по тысяче сестерций.При императоре Камилле холостые римляне обязаны были вступать в брак с вдовами воинов,павших на поле битвы, или же подвергались известным штрафам и налогам. Таким же уважением пользовался брак у галлов, франков, германцем и у многих других европейских народов. Согласно А.Дебэ, мадьяры (венгры) давно исчезли бы с лица земли, если бы не считали брак законом, которому обязан подчиниться каждый человек.Беременным женщинам в Риме оказывались такие почести, что девушки не могли не смотреть на них без зависти: каждый гражданин должен был уступать беременной дорогу, несмотря на то, что она принадлежала к тому или другому классу; патриции должны были первые приветствовать её и т.д.
Древние евреи также порицали безбрачие.По закону Моисея последователи безбрачия исключаются из народа израильского, и имя их вычеркивается из народной переписи. Новобрачные пользовались льготами. Молодой супруг освобождался на год от военной службы. Словом, были приняты все меры для борьбы с безбрачием. Пророк Исайя учит, что остаться в девушках считалось позором для женщин -девственность считалась чем-то постыдным.Согласно Библии брак - совершенство, безбрачие - бесчестье.Европейские источники XIX века отмечали, что создавая семью каждый человек должен поставить цель - сохранить её на всю жизнь.По настоящему сближают людей только любовь,дружба, уважение и чувство взаимной ответственности.Уважать и любить можно только того человека, которые разделяет с тобой общие моральные ценности, то есть искренне считает хорошим,то,что считаешь хорошим ты, и не одобряет того, с чем ты не согласен. Настоящий брак по расчету заключается в том, чтобы выбрать такого спутника жизни которого вы сумели бы полюбить и с которым могли бы дружить.
МУЖ - ГЛАВА СЕМЬИ
Тюркские обычаи. После того, как канули в лету времена матриархата, мужчины стали играть главную роль в семье и обществе.У древних тюрок существовал культ
мужской силы и мужского достоинства.Несмотря на главенство мужа, тюркская семья сильно отличалась от патриархальной семьи вавилонян,ассирийцев, хеттов,
китайцев и других древних народов. В этих странах царило всевластие мужа над супругой и детьми. То есть, жена, дети и прочие члены семьи считались личной собственностью мужа и были лишены голоса в решении каких бы то ни было вопросов. Напротив, глава тюркской семьи обладал лишь демократической властью над супругой и детьми, которую можно назвать “покровительством отца или мужа”.
Древним тюркам было присуще уважение к женщине и её правам.Зия Гёкалп называет
это “тюркским феминизмом”. Согласно тюркским верованиям,чтобы творить чудеса, шаманы пользуются священной силой, заключенной в женщине. Для решения многих важных общественных и политических вопросов мужчины и женщины собирались вместе.
Указ царя (хагана) считался недействительным,если не подтверждался со стороны царицы(хатун).Поэтому указы обычно начинались словами:«Царь и царица повелевают...». Хаган не принимал послов без царицы. Обычно, послы входили в помещение,где справа сидел хаган,а слева-его жена.На всех собраниях,совещаниях
и празднествах, царица обязательно присутствовала вместе с хаганом. Все наследницы женского пола также именовались хатун.В народе большое внимание придавалось материальному благосостоянию мужа и, соответственно, приданому. Однако мыслители древности советовали учитывать, что богатство - это одно из самых шатких,неустойчивых благ.Ведь непредвиденные обстоятельства, банкротство
,пожар могут бесследно уничтожить его, в то время как талант, трудолюбие и бережливость являются наилучшей гарантией того,что семья всегда будет ограждена от лишений.Считалось, что мужчина должен не просто иметь деньги, а уметь их зарабатывать в любых, самых сложных обстоятельствах. Поэтому, при заключении брака советовали меньше заботиться о приданном и вообще богатстве
, но обращать больше внимание на трудолюбие и душевные качества мужчины.
ИДЕАЛЬНАЯ ЖЕНА
На средневековом Востоке считали,что жена должна быть своему мужу матерью, другом и служанкой.Ниже подробно описываются три "ипостаси" идеальной жены. Азербайджанский учёный Насиреддин Туси (1201-1274 гг.)в книге "Ахлаки-Насири" ("Мораль Насира") писал следующее:Жена-мать. Достойную супругу уподобляли матери потому, что она желает, чтобы муж был рядом с ней, скучает, когда его нет поблизости,готова переносить все трудности и мучения,выполняя его просьбы и пожелания: точно так же мать относится к своему ребенку.Жена-друг. Её уподобляли другу потому, что она довольна всем, чем наделит её муж, а если чего-то не получит,то посчитает это простительным. Такая жена не пожалеет для мужа своего добра, и ни при каких обстоятельствах не будет действовать против него.Жена-служанка. Служанке её уподобляли потому, что,заботясь о своем муже, ухаживая за ним, она не поступится ничем-будет выслушивать наказы мужа, покрывать его недостатки,хвалить его, знать цену хлебу, который ест, не будет совершать дел,которые мужу не по нраву.Суммируя вышесказанное,Туси писал:
"Жена должна быть целомудренной, честной,верующей,хозяйственной,любящей мужа, совестливой, чистоплотной, скромной, сговорчивой, умножающей богатство семьи. Сказано, что хорошая жена является украшением жизни".
Мыслители средневекового Азербайджана считали, что жена должна быть умна, целомудренна и совестлива. Три остальных качества (красота невесты, благородное происхождение и богатство её семьи) являются второстепенными. Кроме того, женщина должна обладать нижеследующими качествами.Характер. Нормальный брак,это тот,когда сходятся два человека с различными характерами. Например, если один из них один обладает нежностью и терпением, то другой должен быть энергичным и впечатлительным. При этом один дополняет другого, и оправдывается народная поговорка, что противоположности сходятся.Напротив, если сходятся две сильно впечатлительные натуры, то можно почти безошибочно предсказать, что ссоры у них неизбежны. Две флегматичные натуры не будут ни ссориться, ни спорить: у них для этого слишком мало энергии. Но зато их существование будет таким монотонным, однообразным, что они вскоре наскучат друг другу и начнут искать на стороне того, чего нет у них дома.Красота. Насиреддин Туси в "Ахлаки Насири" писал:"Неправильно жениться лишь для утоления половых потребностей. Не следует выбирать жену по внешним данным: по красоте выбирают любовницу.Красивая женщина обращает на себя излишнее внимание
и,по причине слабости разума,часто сходит с праведной стези.Красота и рассудок
редко следуют рука об руку.Жениться на красивой но глупой и непутёвой женщине
,это значит жить в бесчестии и умереть в позоре,служа посмешищем для окружающих. Поэтому лучше удовлетвориться женой средней красоты".Богатство. Вновь обратимся к наследию средневекового Востока.Насиреддин Туси считал, что не следует выбирать жену по богатству. Богатство женщины служит причиной её высокомерия, чувства собственного превосходства, притязания на главенство в семье. Снабжая деньгами своего мужа, она будет смотреть на него как на раба, прислугу, подчиненного, и не будет с ним считаться.Чтобы вернуть жизнь такой семьи в нормальное русло, нужно полностью перевернуть её быт и построить его заново.
Азербайджанские мыслители средних веков часто обращались к античному наследию
.Древнегреческий историк Плутархписал: "Знаменитый афинский законодатель, Солон, издал указ, по которому женщины приносили мужьям в виде приданого три платья и немного дешевой мебели. Этим он желал достигнуть того, чтобы жены не покупали мужей и не превратили брак в своего рода торговлю. Великий Солон совершенно основательно придерживался того, что основой для связи мужчины и женщины,должны служить любовь и наслаждение,но ничуть не материальные расчёты.
А раз берут супруга за деньги, то это не брак, а торговая сделка".О том же писали и европейские авторы как средних веков,так и новой истории.Как отмечал в позапрошлом веке доктор Меникрель:"Наше общество отдалилось от естественной цели брака, который превратился ни во что иное, как в денежный торг. Никто не заботится при вступлении в брак ни о нравственности, ни о характере, ни о наклонностях той личности,с которой неразрывно связывает свою жизнь. Единственная забота, единственный вопрос - это богатство, приданное, которое предпочитают всяким добродетелям.Душевные качества перестали быть двигателями счастья, и на них теперь никто не обращает внимания".Происхождение.На Востоке считали, что жену следует брать из хорошей семьи с благородными традициями. Поначалу необходимо справиться, кто её родители.Женятся для построения семьи, а не только лишь для удовлетворения природных потребностей, ибо последнее доступно и без женитьбы. "Жена должна быть совершеннолетней, разумной. Она должна научиться у родителей тому,как содержать семью и вести хозяйство. Если сумеешь найти такую, не медли и посылай к ней сватов"- писал Насиреддин Туси .
ЛЮБОВЬ БЫВАЕТ РАЗНАЯ
Мудрецы средневекового Востока прославляли любовь и рекомендовали отличать её от влюблённости. Любовь считалась серьезным чувством, в то время как влюбленность рассматривалась как более легкомысленное влечение.Согласно учению мусульманских мистиков -суфиев, высшая форма любви, это любовь к Богу. Однако, поскольку сам Бог невидим, его можно полюбить лишь через любовь к его созданиям. Поэтому, Бог создал пару - мужчину и женщину. Мужчину он создал по подобию Бога, а женщину из ребра мужчины. Считалось, что чем сильнее мужчина любит женщин, тем сильнее он любит Бога.Идеолог суфизма Мухиддин Ибн Араби (1165-1240)писал:"Пророку Мухаммеду полюбились женщины,и Бог полюбил Пророка, которого создал по Своему подобию.Итак появились трое:Бог,мужчина и женщина
Если мужчина свидетельствует Бога в женщине,то ... сие - любовь Божественная, а кто любит их исключительно природной страстью, у того нет знания сей страсти: у него форма без духа".
Не каждый способен влюбиться. Выдающийся мыслитель мусульманского Востока Кейкавус ибн Искендер писал относительно влюбленности следующее: "Влюбиться способны лишь утончённые натуры. Люди недоброжелательные, грубые по природе никогда не влюбляются.Как бы то ни было,независимо от характера своей натуры,
старайся не влюбляться, потому что это принесет тебе немало неприятностей, особенно,если ты беден и стар".Влюбленный старик."Если ты влюбился в молодости
,то это уместно, люди это поймут, посчитают простительным, скажут: "молод!". Старайся не влюбляться в старости.Для старика никто не сочтет это простительным" - отмечает автор "Габуснаме" (ХI в.).
Абубекр Мухаммед ибн Закария Рази (850-923) в своей книге "Классификация болезней" пишет о болезни под названием влюбленность и о способах её лечения. Он отмечает, что влюбленность изматывает человека так же, как беспрерывный пост,поднятие тяжестей,длительное путешествие,беспрерывная работа, чрезмерное сладострастие и подобные этим действия.Но,отмечает Рази,влюбленность допустима
, если каждая встреча с возлюбленной приносит человеку удовлетворение и покой.
Ибн Сина оценивал влюбленность не с поэтической,а с медицинской точки зрения. Влюбленность,пишет он,это заболевание вроде наваждения,похожее на меланхолию. Нередко человек навлекает её на себя сам, подчиняя свои мысли восхищению образом и чертами, присущими возлюбленной. Иногда этому способствует похоть, а иногда и не способствует
О том,как можно избежать влюбленности Кейкавус говорит в следующих словах:
"Умные люди могут уберечь себя от влюбленности,потому что невозможно влюбиться
в человека с первого взгляда: сначала видит глаз, а потом любит сердце. После того как твое сердце полюбило и привязалось к человеку, оно пожелает увидеть его еще раз.Если ты отдашь свое влечение в распоряжение своего сердца
,а само сердце подчинишь желанию, то начнешь искать повода, чтобы увидеть возлюбленную (возлюбленного) ещё раз.При повторной встрече сердце влюбляется вдвое больше,начинает сильнее биться,а при третьей встрече человек влюбляется
окончательно. Как только ты увидишь её (его) в третий раз,расскажешь ей (ему) о своей любви и услышишь её (его)ответ-дело конченное.После этого,даже если ты захочешь взять себя в руки, - не сумеешь, потому что уже будет поздно и ты будешь вынужден подчиниться велению сердца.Однако всего этого можно избежать. Если ты совладаешь с собой при первой встрече,подчинишь свое сердце разуму, а разум твой запретит твоему сердцу еще раз вспомнить её (его) имя, если ты займешь себя другими вещами или найдешь другие пути утоления своей страсти, если ты лишишь свои глаза возможности видеть её (его), то твои страдания продлятся не больше недели, по истечении которой ты больше не вспомнишь о ней (нём)и окончательно избавишь себя от беды.Не каждый человек способен поступить
подобным образом. Необходимо обладать большим умом, чтобы суметь вызволить себя из когтей этой болезни"
ЛЕЧИМ НЕ БОЛЕЗНЬ, А ЧЕЛОВЕКА
Подход врачей средневекового Востока заключался в следующем: нужно лечить не один какой-либо орган, а человека в целом, применяя при этом совокупность разнообразных методов лечения, воздействующих как на его физическое, так и на эмоциональное состояние. При этом различные виды терапии взаимно подкрепляли положительные действия друг-друга.Великий тюркский ученый Абу Наср ал-Фараби (873-950 гг)в связи с этим писал:“Врач лечит каждый орган,только соотнося его со всем телом и органами, примыкающими к нему и связанными с ним. От такого лечения извлекает пользу все тело... Иногда врач не соблюдает этого. Стремясь обеспечить здоровье тому или иному органу,он лечит его не принимая во внимание
состояние других, примыкающих к нему органов. Либо же излечивая один орган, попутно вредит всем остальным.В этом случае, организм не извлекает от лечения никакой пользы. Больной орган и связанные с ним части организма постепенно ослабевают и вред от них передается другим органам,пока все тело не оказывается пораженным” (67, с.117-118).
Скачать книгу: http://www.filehoster.ru/files/k5253
Нашла здесь:http://nedorazvmenie.livejournal.com/934919.html#cutid1