Внесут ли в усыпальницу Петропавловского собора прах императора Иоанна VI, вошедшего в отечественную историю под именем Железная Маска?
Российские археологи-любители объявили о мировой сенсации — обнаружены останки, приписываемые одному из самых таинственных русских самодержцев — Иоанну VI, который вошел в отечественную историю как российская Железная Маска. Поисковая группа под руководством архангельского бизнесмена Анатолия Каранина обнаружила захоронение в селе Холмогоры на территории разрушенной в советские времена церкви. Новость вызвала в профессиональной среде историков шквал споров о том, могли ли любители действительно докопаться до одной из главных загадок русской истории — тайны смерти императора Иоанна VI. Ведь несмотря на то, что место его могилы доподлинно не установлено, историки, ссылаясь на документы XVIII века, всегда искали его в двух местах — в Шлиссельбургской крепости и в Тихвинском монастыре. «О Холмогорах вообще нигде не было сказано ни слова», — заявила «Итогам» заведующая научным отделом Музея истории Санкт-Петербурга Галина Игнатьева. И вдруг такая сенсация…
Холмогорский самодержец
Судьба Иоанна VI — одна из самых мрачных страниц в истории российской монархии. Сын Анны Леопольдовны, племянницы императрицы Анны Иоанновны, и брауншвейгского герцога, принца Антона Ульриха, он был возведен на русский престол в 1740 году. Случилось это сразу после смерти Анны Иоанновны по ее же завещанию, в котором указывалось, что трон должен наследовать потомок ее племянницы по мужской линии. От роду Ивану Антоновичу было два месяца. Лежа в люльке, он правил империей один год, пока в октябре 1741 года Елизавета Петровна не провозгласила себя императрицей, свергнув младенца с трона и распорядившись выслать его вместе с родителями и двумя сестрами в Германию. За месяц они добрались до Риги, но «дщерь Петрова» вдруг передумала и определила местом пребывания опального семейства Раненбург (современный Чаплыгин в Липецкой области). «Однако простой ссылки Елизавете показалось мало, — рассказывает главный научный сотрудник Санкт-Петербургского института истории РАН доктор исторических наук Евгений Анисимов. — Она отдала приказ отделить ребенка от родителей». Более того, его отныне было велено называть Григорием. Под этим именем его распорядились сослать на Соловки. Впрочем, смилостивившись, императрица разрешила отправить родственников следом. Однако довезли юного императора только до Холмогор, которые в XVIII веке были крупным населенным пунктом в Архангельской губернии. Вскоре туда же подоспела и его семья. Разместили изгнанников в пустовавшем доме холмогорского архиепископа, недалеко от которого поисковая группа Анатолия Каранина и нашла останки.
Но даже упрятав законного престолонаследника на далеком Севере, Елизавета не могла чувствовать себя в безопасности. К тому же до нее доходили слухи, что народ сочувствует ему. Избавить ее от страхов могла лишь смерть Иоанна VI. Однако отдать прямой приказ об устранении персоны, помазанной на царство, Елизавета не решалась. Она поступила иначе — распорядилась создать такие условия, при которых тот как можно скорее умер «от естественных причин». Иоанна Антоновича постоянно держали в закрытом помещении с замазанными грязью окнами. Когда в 7 лет мальчик тяжело заболел, приставленный к нему офицер специально запрашивал императрицу, дозволит ли она привести доктора. На эту реляцию поступил ответ, что можно привести только священника, и лишь когда мальчик будет умирать. Тем не менее Иоанн VI выжил и промаялся в холмогорском заточении до 16 лет, после чего его неожиданно перевели в Шлиссельбургскую крепость, оставив его родных в Холмогорах. Его мать Анна Леопольдовна умерла при очередных родах, ее тело перевезли в Петербург и похоронили в Александро-Невской лавре. Антон Ульрих через несколько лет ослеп, вскоре умер и был тайно похоронен в Холмогорах. Сестер Екатерину и Елизавету, а также родившихся в Холмогорах братьев Иоанна VI Алексея и Петра держали под домашним арестом до 1780 года, а затем выслали в Данию, где те и завершили свой жизненный путь. Но вернемся к судьбе юного императора.
Убить императора
В Шлиссельбурге юношу заточили в строго охраняемом помещении, без возможности общаться с внешним миром. В секретных донесениях упоминалось не его имя, а условное обозначение — «известный арестант». Шли годы, власть на троне менялась. В 1761 году скончалась Елизавета Петровна. Пришедшего ей на смену Петра III свергла Екатерина II, которой тоже не давала покоя мысль, что законный император пребывает в заточении совсем недалеко от Петербурга. Она посетила Шлиссельбург, и, судя по воспоминаниям современников, узник произвел на Екатерину жалкое впечатление: страшно заикался, чтобы было удобнее говорить, поддерживал себя за подбородок, выглядел диким, обросшим. Покидая крепость, Екатерина дала коменданту строгий наказ: убить узника, если будет предпринята попытка его освободить. «Это было первое распоряжение такого рода за все время содержания Иоанна VI под стражей», — указывает Евгений Анисимов.
В 1764 году в крепости случился бунт. Несший гарнизонную службу подпоручик Василий Мирович подговорил солдат, заступивших на вахту, арестовать коменданта крепости и со словами «Тут государь, за мной!» начал штурм казармы, где содержался Иоанн VI. Офицеры Власьев и Чекин, охранявшие императора, увидев, как Мирович подтащил к окнам тюрьмы пушку, исполнили приказ Екатерины II. Иоанна Антоновича не стало.
Существует два противоположных мнения насчет того, что двигало подпоручиком Мировичем при попытке освободить узника. Как считает Галина Игнатьева, это был благородный порыв благородного человека. Однако есть и противоположная версия, что весь этот бунт был хорошо разыгранным спектаклем. Дело в том, что Василий Мирович незадолго до бунта перебрался в Петербург из Сибири, куда была сослана вся его семья как приспешники гетмана Мазепы. Офицер был молод, амбициозен, но в то же время беден и карьерных перспектив не имел. Согласно воспоминаниям современников, однажды он пришел к своему земляку Кириллу Разумовскому, являвшемуся во времена оные вельможей императрицы Елизаветы Петровны. Мирович сказал, что хочет вернуть украинские имения своих предков. И тут будто бы Разумовский сказал Мировичу: «Ну ты, парень, сделай чего-нибудь такое… Вот мы-то сделали — возвели императрицу Елизавету».
Согласно конспирологической версии, сам Разумовский тоже был причастен к заговору. Оставшись не у дел после смерти своей покровительницы, он желал снискать благосклонность Екатерины II. Будучи человеком циничным, он вполне мог замыслить план легального устранения шлиссельбургского узника. Для этого Мирович был хорошим материалом — бедный, ущемленный, но дерзкий и целеустремленный. Однако если Мирович и стал картой в чьей-то игре, то разменной. Точкой в его истории стала казнь — первая в Петербурге за предыдущие 20 лет. Толпа, по свидетельствам очевидцев, ждала, что государыня в последний момент простит подпоручика, но палач сделал свое дело. «В чистом виде концы в воду», — убежден Евгений Анисимов.
В этой траншее, разрытой водопроводчиками, археологи-любители нашли останки, принадлежность которых вызвала спор в профессиональном сообществе историков
Верю — не верю
А следы убитого императора Иоанна VI после этого теряются. Единственный документ, который отчасти указывает на место его захоронения, — это приказ одного из влиятельнейших людей того времени, графа Никиты Панина, коим коменданту крепости предписывалось в ту же ночь захоронить «известного арестанта» в крепостной церкви или подле нее. Могли ли приказ проигнорировать? Евгений Анисимов в это не верит: «Таких приказов не ослушивались, и если искать останки Ивана Антоновича, то, скорее всего, это нужно делать либо возле церкви, либо у стен Шлиссельбургской крепости. Хотя в истории возможно всякое». Кроме того, в XVIII веке ходили слухи о том, что тело Ивана Антоновича было тайно вывезено в Тихвинский монастырь, что примерно в 150 верстах от Шлиссельбурга. Но про Холмогоры нет нигде ни слова. Мог ли прах убитого самодержца оказаться там, где он провел в заточении столько тягостных лет? Не исключено. Усопшего могли тайно перезахоронить, дабы окончательно запутать следы. Тем более практика сокрытия тел умерших «государственных узников» существовала в России. Скажем, княжна Тараканова тоже канула в историю без следа. Евгений Анисимов в такого рода версии верит с трудом. И вот почему. Во-первых, дорога от Шлиссельбурга до Холмогор заняла бы как минимум две недели. И идти нужно было все время по воде. Убили Ивана Антоновича 5 июля. Летом, в жару, труп сохранить очень сложно. Во-вторых, наверняка остались бы хоть какие-нибудь свидетельства о перемещениях останков. А их нет. «В России того времени невозможно было передвигаться без паспорта, денег на проезд и ночевки. Я не могу представить, что была организована такая тайная экспедиция, — говорит Евгений Анисимов. — Кроме того, человека, неугодного власти, наверняка постарались бы похоронить тайно, чтобы место погребения не стало местом поклонения. Сложно представить, что императрица расчувствовалась и разрешила похоронить Ивана Антоновича рядом с отцом. Это почти невероятно».
Кого же тогда нашли археологи-любители? «Возле церкви в Холмогорах хоронили знатных покойников. Это довольно распространенное явление на Руси. Возможно, там были захоронены отставные, раненые или умершие от болезни офицеры», — считает Евгений Анисимов. В свою очередь, краевед, заместитель председателя архангельского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Иван Мосеев не исключает, что найденные останки могли принадлежать офицеру, убитому во времена белого движения и интервенции.
Тем не менее нашедшие захоронение исследователи утверждают, что ошибки быть не может. «Факты говорят в нашу пользу», — уверен секретарь попечительского совета фонда «Император» Владимир Станулевич. А факты таковы. Останки находились в гробу из карельской сосны, растущей в окрестностях Шлиссельбурга. «Доски были очень толстыми — значит, предназначенными для транспортировки», — говорит Владимир Станулевич. Но основной аргумент — заключение судебных медиков. Тут-то и выясняется, пожалуй, самое интересное. Как стало известно «Итогам», неопознанные останки извлекли из земли еще в 2008 году, когда на этом месте, по словам Владимира Станулевича, «шли работы по ремонту водопровода». Вначале думали, что нашли могилу Антона Ульриха. Чтобы убедиться в этом, останки отправили на экспертизу. Она-то и преподнесла сюрприз. В распоряжении «Итогов» оказались результаты недавно завершившейся судебно-медицинской экспертизы, проведенной в той же лаборатории, в которой ранее исследовали останки семьи императора Николая II. Эксперты фактически подтвердили, что в Холмогорах найдены останки Иоанна VI (см. врез). Тем не менее Евгений Анисимов призывает не спешить с выводами: «Следует рассмотреть внимательнее признаки, на которые ссылаются судмедэксперты. Например, отверстие от армейского клинка в левом предплечье. С такими ранениями были сотни людей, и по этому признаку определить Иоанна VI невозможно».
Скорее всего, споры вокруг принадлежности найденных останков не утихнут до того момента, пока не будет проведена экспертиза ДНК. Это на сегодня единственный практически безошибочный вариант идентификации личности. Но чтобы его реализовать, требуется ДНК-материал для сравнения. Пока его представить невозможно. Место захоронения отца Иоанна VI так и не найдено, мать Анна Леопольдовна покоится в Александро-Невской лавре, а сестры и братья — в Дании, разрешение на эксгумацию получить крайне трудно. Но кто знает… Быть может, через несколько лет ворота императорской усыпальницы в Петропавловской крепости распахнутся и под звуки военного оркестра туда внесут прах еще одного императора — русской Железной Маски…
На месте разрушенной церкви Успения Богородицы в Холмогорах сегодня стоит водонапорная башня. Именно возле нее обнаружили останки, которые отправили на судебно-медицинскую экспертизу
Экспертиза
Заключение
Исследованные костные останки принадлежали мужчине, обладавшему чертами среднеевропейского антропологического типа в возрасте около 25±3 года. Мужчина имел относительно большую длину тела (169—171 см) и отличался тонкокостным (грацильным) телосложением, для которого характерны слабое жироотложение, слабая степень развития мускулатуры, плоская грудь и впалый живот.
Обнаружена асинхронная динамика возрастной изменчивости различных сегментов скелета, являющаяся следствием нарушения минерального обмена, выявленного при исследовании скелета и зубов, что, возможно, указывает на экстремальные условия, в которых находился опознаваемый мужчина.
Отмечено пропорциональное и физиономическое сходство черепа опознаваемого мужчины и его портретной реконструкции с достоверно известными живописными изображениями родителей Иоанна VI Антоновича, допускающее вывод о принадлежности перечисленных лиц к одному семейному триплету. По признакам словесного портрета исследуемый мужчина был больше похож на Анну Леопольдовну, чем на Антона Ульриха Брауншвейгского.
На скелете выявлены следы повреждений, возникших от сильных ударов массивными тупыми предметами (переломы тела, нижней челюсти, затылочной кости и 1-го шейного позвонка), а также повреждение левой лопатки, возникшее от колющего орудия типа шпаги, располагающееся в проекции сердца (третье межреберье).
Объем телесных повреждений, обнаруженных на скелете, указывает на то, что нападение на него проведено не с целью причинения вреда здоровью, а с явным намерением лишения человека жизни. Данные повреждения, взятые изолированно или в комплексе, могли явиться непосредственной причиной смерти.
Состояние скелета указывает на большую давность захоронения и не противоречит дендрохронологической датировке древесины гроба (около 1760-х годов). Методом инфракрасной спектрофотометрии обнаружено консервирующее влияние кислотных почв места захоронения на содержание белкового компонента костного вещества.
Каких-либо признаков, исключающих принадлежность исследованного скелета Иоанну VI Антоновичу, не обнаружено. Это касается половозрастной и расовой принадлежности, физических особенностей, внешнего облика в сравнении с портретами предполагаемых родителей, давности захоронения, а также наличия повреждений, свидетельствующих о насильственной причине смерти.
Молекулярно-генетическое исследование костных останков не проводилось в связи с отсутствием образцов сравнения.
Зав. отделом Российского центра судебно-медицинской экспертизы МЗ РФ, заслуженный врач РФ, доктор медицинских наук, профессор В. Н. ЗвягинНаучный сотрудник отдела, врач, судебно-медицинский эксперт высшей категории Н. В. Нарина
Царское дело
Последнее пристанище
«Итоги» узнали мнение экспертов о том, какая судьба ждет останки, найденные поисковой группой Анатолия Каранина, в случае, если анализ ДНК установит их принадлежность Иоанну VI. Может ли он, например, быть захоронен в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга рядом с остальными членами императорской семьи?
Георгий Вилинбахов, председатель Геральдического совета при президенте Российской Федерации — государственный герольдмейстер:
— Во-первых, я в этой истории еще толком не разобрался. Во-вторых, такие вещи никак нельзя прогнозировать. Вообще, чтобы осуществить перезахоронение, нужна чья-нибудь инициатива, и только потом уже рассматривается вопрос о том, кому принимать решение.
Владимир Цветнов, заместитель директора департамента культурного наследия и изобразительного искусства Министерства культуры РФ:
— Обычно инициатива о перезахоронении идет от губернатора той области, где нашли останки. Так было в случае с семьей Николая II: Эдуард Россель обратился в правительство, и решение было принято. В случае с Иоанном VI после экспертизы ДНК, которая, возможно, установит принадлежность останков, должно последовать обращение губернатора Архангельской области в правительство. Оно отдаст распоряжение, и тогда Министерство культуры будет участвовать в этом полномасштабно. Церковь в данном случае не принимает решения, однако если брать моральную сторону вопроса, то очень многие люди поддержат именно ее мнение.
Артемий Скрипкин, руководитель молодежного отдела Санкт-Петербургской епархии Русской православной церкви:
— В последние годы возникла потребность возвращения имен, святынь, останков. Есть тенденция к восстановлению исторической справедливости, в том числе и на таком знаковом уровне, как перезахоронение. Если определится, что найдены останки Ивана Антоновича, то что может помешать перезахоронить их в Петропавловском соборе? Вопрос будет решаться на высшем уровне совместно государственными представителями и церковной властью — Синодом Русской православной церкви и Святейшим патриархом. Но только после соответствующего исторического расследования, в которых у нас есть большой опыт. В частности, Синодальная комиссия по канонизации святых не первый год занимается в том числе различными историческими расследованиями.
http://tainy.net/10556-bez-vesti-propavshij.html