
Выученная беспомощность - это нарушение мотивации в результате пережитой субъектом неподконтрольности ситуации. То,
что чувство самоконтроля приносит пользу, доказано и в опытах на
животных. У собак, приученных к тому, что они не могут, сидя в клетке,
избежать удара электрическим током, возникает чувство беспомощности.
читать дальше
В дальнейшем они проявляют пассивность и в тех ситуациях, когда вполне
могли бы убежать. Собаки, наученные «контролировать свою судьбу» (они
удачно избежали первых ударов током), легко приспосабливаются к новой
ситуации.
Исследователь Мартин Селигман обратил внимание на то, что
подобная выученная беспомощность присуща и людям. Например, люди,
пребывающие в подавленном настроении или в депрессии, становятся
пассивными, ибо убеждены в бесполезности каких бы то ни было усилий. И
беспомощные собаки, и переживающие депрессию люди страдают от того, что
может быть названо «параличом воли», пассивной покорностью и даже
нежеланием двигаться.
Феномен выученной беспомощности помогает
ответить на вопрос, как разные учреждения – такие чудовищные, как
концлагеря, или такие гуманные, как больницы, – способны
дегуманизировать людей, В больницах «хорошими» считаются такие пациенты,
которые не беспокоят персонал, не задают вопросов и не пытаются
вмешиваться в ход событий. Возможно, подобная пассивность и хороша с
точки зрения медицинского персонала, но с точки зрения здоровья и
выживания людей она вредна. Утрата контроля над собственными действиями и
над тем, что делают для тебя другие, способна превратить неприятные
события в источники сильнейших стрессов. Некоторые заболевания являются
следствием ощущения собственной беспомощности и утраты возможности
делать выбор. Этими же обстоятельствами объясняется и то, что в
концлагерях и в домах для престарелых люди быстро деградируют и умирают.
Пациенты
больниц, наученные верить в свою способность контролировать стресс,
обходятся меньшим количеством обезболивающих и успокоительных средств и
ведут себя более спокойно.
Важность личностного контроля
доказывают результаты исследования, проведенного Эллен Лангер и Джудит
Роден (с использованием двух методик) в одном из лучших в штате
Коннектикут домов для престарелых (Langer & Rodin, 1976). Обращаясь к
одной группе, доброжелательные работники подчеркивали, что считают
своим долгом сделать дом таким, чтобы его обитатели могли гордиться им и
чувствовать себя счастливыми. Персонал обслуживал пассивных пациентов с
присущими ему заботой и вниманием. С пустя три недели большинство
пациентов были признаны ими самими, интервьюерами и медсестрами
продолжающими деградировать людьми. Работая со второй группой пациентов,
Лангер и Роден подталкивали их к личностному контролю, обращая особое
внимание на возможности выбора, на возможность влиять на политику
администрации и на личную ответственность пациентов за то, чтобы жить
именно так, как они хотят. Этим пациентам предоставлялось право
принимать непринципиальные решения, и на них возлагалась определенная
ответственность. Результаты, полученные спустя три недели после начала
исследования, показали, что 93% из них стали более оживленными,
активными и счастливыми.
earth-chronicles.ru/news/2014-06-03-66331