Моя душа
...читать дальше
Мысли святителя Иоанна Златоуста.
"Когда мужу достанется злая жена,его обязанность-не раздражаться,но со
смирением усматривать в сем несчастии десницу Господа,карающую его за грехи.
"Против тебя поднимает войну жена,-говорит Златоустый,-тебя входящего встречает она как зверь,изощряет язык свой как меч.Горестное обстоятельство,
что помошница стала врагом!Но испытай самого себя.Не сделал ли ты сам чего-либо в молодости против женщины?И вот рана,нанесенная тобою женщине,врачуется
женщиною,и язву чужой женщины,как хирург,выжигает собственная жена.."
Стало быть и не добрый муж и не добрая жена достаются за грехи наши,за жизнь
нашу предыдущую-за предшествующие отношения.Как карма.
Архиепископ Амвросий "О семейном счастии":
Прекраснейшие слова о браке.Ничего лучше,добрее и правильнее не читала.
"Главное заблуждение относительно семейной жизни ныне состоит в том, что все ищут и ждут от семейной жизни счастия как чего-то готового,что непременно они
должны найти без трудов и усилий. Но такого готового счастия ни в каком роде и нигде нет на нашей земле:все здесь трудом добывается..
Ныне два условия признаются прочным обеспечением семейного счастия:
счастливый выбор жениха и невесты и предварительно установившаяся крепкая взаимная склонность,обещающая нерасторжимый союз в будущем.Никто не отрицает великой важности этих условий, но никто из людей,знакомых с опытом,не решится
сказать,что счастливым выбором и взаимною склонностию все будущее счастие супругов обеспечено.Это рай,который надобно еще возделывать и хранить.
Прежде всего, под это доброе начинание нужно подвести основание,на котором
зиждется истинное,то есть разумное,сознательное,духовное счастие человека.Все
увлечения нашего сердца проходят вместе с переменами,неизбежно происходящими в предметах,к которым они направлены,и в нас самих.Красота телесная вянет,к богатству привыкают,вкус к удовольствиям по времени притупляется-не изменяются и не слабеют только связи,составляемые на общем направлении супругов к разумным целям,на постоянной потребности друг в друге как в
необходимой силе,содействующей достижению этих целей, на взаимном уважении друг к другу как к силе действительной и надежной и на взаимном утешении от сознания достигаемого успеха...
Воображая,что счастливым выбором партии обеспечивается навсегда семейное счастие и что оно упрочивается первою склонностию,многие супруги ныне опускают из виду и то,что в первое время супружества они еще не знают ни друг друга как должно,ни даже самих себя в новом своем положении.Только стоя близко друг к другу, как стоят супруги,и только по времени они могут изучить образ мыслей,вкусы,склонности,привычки друг друга,причем,к удивлению многих, в избранниках сердца вместе с достоинствами,привлекшими любовь,открываются и значительные недостатки.Обнаружение недостатков, неожиданные мысли,желания и требования поражают иногда обоих супругов как нечто необычайное,для счастия опасное и доказывающее ошибку,сделанную в выборе.При дальнейшем обнаружении недостатков эта мысль подтверждается,и умножающиеся столкновения, споры и размолвки при недостатке наблюдения за собою и снисходительности друг к другу принимаются за доказательство,что счастие улетает,что брак не удался
,что вместе жить невозможно,что нужно разойтись.Между тем как правила христианской жизни требовали от обоих супругов при благодарности к Богу за найденные друг в друге достоинства быть настороже и ждать обнаружения недостатков как неизбежной принадлежности каждого человека;изучить их,
отнестись к ним со всею снисходительностию,какой требует взаимная любовь, и приниматься с кротостью и терпением за исправление друг друга.
Ныне в супругах, знакомых с современными ложными взглядами на взаимные отношения людей между собою, все направлено против этого основного правила семейной жизни: и признание за каждым безусловной свободы иметь во всем и отстаивать свои взгляды и убеждения,каковы бы они ни были;и самолюбие,не дозволяющее смириться пред другим хотя бы для собственного блага;и,наконец,
ложные понятия о душе человеческой,по которым все внутренние качества признаются неизбежным проявлением организма и физических отправлений, а обнаруживающиеся в человеке важные недостатки приписываются среде,в которой он воспитан,а не ему самому,так что его можно только лечить,а не исправлять
и в случае неудачи в лечении остается только бросить.Прибавьте к этому, что такой суд произносится новыми людьми только о других,а сознание собственных недостатков не допускается, как малодушная измена собственным убеждениям и складу своей природы,к которому другие должны приспособляться и относиться с уважением.И вот супруги бегут друг от друга.Почему?Сначала они так любили друг друга,так верили в прочность и неизменность любви!Потому что не имели
смирения,чтобы сознаваться в своих недостатках,лишающих другого счастия и спокойствия,и по любви к нему не хотели поработать над собою и исправиться;
потому что не имели уменья посоветовать и спутнику жизни наблюдать за собою и постепенно исправляться- и терпения подождать исправления с летами;наконец
,потому,что забыли или вовсе не знали различия между недостатками исправимыми
и неисправимыми и не умели примириться с последними и уживаться с ними,как
приходится в подобных случаях уживаться с чужими людьми.Но к мужу и жене
новые люди требовательнее,чем к чужим:чужие могут иметь неисправимые недостатки,нам до них дела нет-а свой человек, которого мы любим,которому клялись в вечной верности,обязан не иметь их;он должен быть совершенством;он обязан дать нам полнейшее счастие;и если этого мы не находим,то вправе оставить его и искать счастия с другим,в котором нет этих недостатков,хотя,
конечно,найдутся другие.
Но труд перенесения в супругах недостатков друг друга есть право на благодарность от стороны,имеющей недостатки,к другой,терпящей их.Это укрепляет любовь,так как имеющий недостаток старается утешить снисходительного друга другими,лучшими свойствами своей души. Внимание к слабости и недостатку такого близкого человека, как муж или жена,возбуждает жалость к нему и утверждает в терпении,которое само по себе есть добродетель;
в этой добродетели человек,имеющий христианские убеждения,и для собственного
усовершенствования обязан упражняться с ревностию и постоянством.Он не может бросить того, с кем сжился сначала первою,живою и ясною любовию,потом любовию
,по слову апостола,милосердствующей,потом любовию долготерпящею,наконец,
любовию,верующею в плоды терпения и в возможность исправления человека,
которое иногда бывает и сверх ожидания,при особой помощи благодати Божией(1 Кор.13, 4-8).
По этим воззрениям истинно,честно любящие друг друга супруги не могут бросить
друг друга за недостатки(если они не обращаются в преступления),иначе для них
потеряется главная цель супружеской жизни-любить друг друга не с увлечением для одних наслаждений,а с самоотвержением для общего блага,временного и вечного.В этом случае полезно вспоминать наставление святого Иоанна Златоуста
:"В супружестве надо всем жертвовать и все терпеть для сохранения взаимной любви;если она утрачена-все пропало".А любовь,и радующаяся о любимом,и скорбящая,и терпящая,-все любовь,то есть единственно прочное чувство,
услаждающее нашу земную жизнь;и подвижники любви знают,что любовь жертвующая доставляет духу несравненно высшее утешение,чем наслаждающаяся.Это любовь христианская,о которой сказано:мы,сильные,должны сносить немощи бессильных и не себе угождать.Каждый из нас должен угождать ближнему,во благо,к назиданию.
Ибо и Христос не Себе угождал(Рим.15,1-3).
Немало вредят в наше время семейному счастию разные обычаи и предрассудки,не
согласные с христианскими понятиями о супружеской жизни.Сюда мы относим позднюю женитьбу мужчин,особенности воспитания женщин и крайнюю свободу супругов в отношениях к чужим лицам другого пола.
Продолжительная холостая жизнь развивает в мужчинах не только крайнюю разборчивость в выборе себе жены,по их избалованному,а иногда и испорченному вкусу и по излишним требованиям, но и разные эгоистические привычки,не соответствующие основному закону семейной жизни,по которому супруги обязаны заботиться больше об угождении друг другу,чем личным склонностям.Муж,
привыкший до брака проводить свободное время в веселых собраниях,делать издержки из своего состояния только для себя,располагать время по-своему,с трудом мирится с строем жизни семейной,где он обязан больше тратить для жены и детей,чем для себя самого,посвящать им свое свободное время и заботиться больше о благоустройстве своего дома,чем о своих личных удовольствиях. Все это для избалованного свободного человека становится стеснительным;он рвется из дому вон и тем дает семье испытывать оскорбительное чувство,что она для него бремя,и переносить одиночество и как бы сиротство при живом муже и отце.
Говорят:"Я не люблю семейных неприятностей и забот,ухаживания за больными,
крика детей"и прочее.Спрашивается:что же вы любите?Вам чужда законная,верная,
бескорыстная супружеская любовь,вам нежелательно пробуждение в вашем сердце родительских чувств, которыми счастливо человечество,которые движут всякое создание Божие,всякую маленькую птичку к продолжению рода своего,в исполнение
воли Создателя.Вы любите свободу в удовлетворении всех своих плотских желаний
,вы любите проживать все свои средства единственно для своих удовольствий;вы,
как человек свободный,с самодовольною улыбкою смотрите на заботы своих сослуживцев и знакомых,подвергающих себя лишениям для прокормления семейств и
воспитания детей.Итак,если нет в вас стремления к жизни девственной,если нет у вас непреодолимых препятствий ко вступлению в законный брак,не оправдывайте
себя софизмами и красными словами;вы эгоист,исключение из рода человеческого.
Но есть возражения против своевременного супружества,более честные и по
видимому основательные.Говорят:"Ныне так трудно прилично содержать семейство и особенно так дорого воспитание детей".Что можно сказать на это?Было ли когда-нибудь время,чтобы христиане не встречали никаких препятствий и затруднений в исполнении воли Божией?Поставьте в своем уме и совести заповеди
Божии выше всяких учреждений и обычаев человеческих,стремитесь прежде всего к исполнению их-и тогда Бог будет за вас, и раздвинутся пред вами все препятствия к благоустроению вашей жизни.
Мысли святителя Иоанна Златоуста.
"Когда мужу достанется злая жена,его обязанность-не раздражаться,но со
смирением усматривать в сем несчастии десницу Господа,карающую его за грехи.
"Против тебя поднимает войну жена,-говорит Златоустый,-тебя входящего встречает она как зверь,изощряет язык свой как меч.Горестное обстоятельство,
что помошница стала врагом!Но испытай самого себя.Не сделал ли ты сам чего-либо в молодости против женщины?И вот рана,нанесенная тобою женщине,врачуется
женщиною,и язву чужой женщины,как хирург,выжигает собственная жена.."
Стало быть и не добрый муж и не добрая жена достаются за грехи наши,за жизнь
нашу предыдущую-за предшествующие отношения.Как карма.
Архиепископ Амвросий "О семейном счастии":
Прекраснейшие слова о браке.Ничего лучше,добрее и правильнее не читала.
"Главное заблуждение относительно семейной жизни ныне состоит в том, что все ищут и ждут от семейной жизни счастия как чего-то готового,что непременно они
должны найти без трудов и усилий. Но такого готового счастия ни в каком роде и нигде нет на нашей земле:все здесь трудом добывается..
Ныне два условия признаются прочным обеспечением семейного счастия:
счастливый выбор жениха и невесты и предварительно установившаяся крепкая взаимная склонность,обещающая нерасторжимый союз в будущем.Никто не отрицает великой важности этих условий, но никто из людей,знакомых с опытом,не решится
сказать,что счастливым выбором и взаимною склонностию все будущее счастие супругов обеспечено.Это рай,который надобно еще возделывать и хранить.
Прежде всего, под это доброе начинание нужно подвести основание,на котором
зиждется истинное,то есть разумное,сознательное,духовное счастие человека.Все
увлечения нашего сердца проходят вместе с переменами,неизбежно происходящими в предметах,к которым они направлены,и в нас самих.Красота телесная вянет,к богатству привыкают,вкус к удовольствиям по времени притупляется-не изменяются и не слабеют только связи,составляемые на общем направлении супругов к разумным целям,на постоянной потребности друг в друге как в
необходимой силе,содействующей достижению этих целей, на взаимном уважении друг к другу как к силе действительной и надежной и на взаимном утешении от сознания достигаемого успеха...
Воображая,что счастливым выбором партии обеспечивается навсегда семейное счастие и что оно упрочивается первою склонностию,многие супруги ныне опускают из виду и то,что в первое время супружества они еще не знают ни друг друга как должно,ни даже самих себя в новом своем положении.Только стоя близко друг к другу, как стоят супруги,и только по времени они могут изучить образ мыслей,вкусы,склонности,привычки друг друга,причем,к удивлению многих, в избранниках сердца вместе с достоинствами,привлекшими любовь,открываются и значительные недостатки.Обнаружение недостатков, неожиданные мысли,желания и требования поражают иногда обоих супругов как нечто необычайное,для счастия опасное и доказывающее ошибку,сделанную в выборе.При дальнейшем обнаружении недостатков эта мысль подтверждается,и умножающиеся столкновения, споры и размолвки при недостатке наблюдения за собою и снисходительности друг к другу принимаются за доказательство,что счастие улетает,что брак не удался
,что вместе жить невозможно,что нужно разойтись.Между тем как правила христианской жизни требовали от обоих супругов при благодарности к Богу за найденные друг в друге достоинства быть настороже и ждать обнаружения недостатков как неизбежной принадлежности каждого человека;изучить их,
отнестись к ним со всею снисходительностию,какой требует взаимная любовь, и приниматься с кротостью и терпением за исправление друг друга.
Ныне в супругах, знакомых с современными ложными взглядами на взаимные отношения людей между собою, все направлено против этого основного правила семейной жизни: и признание за каждым безусловной свободы иметь во всем и отстаивать свои взгляды и убеждения,каковы бы они ни были;и самолюбие,не дозволяющее смириться пред другим хотя бы для собственного блага;и,наконец,
ложные понятия о душе человеческой,по которым все внутренние качества признаются неизбежным проявлением организма и физических отправлений, а обнаруживающиеся в человеке важные недостатки приписываются среде,в которой он воспитан,а не ему самому,так что его можно только лечить,а не исправлять
и в случае неудачи в лечении остается только бросить.Прибавьте к этому, что такой суд произносится новыми людьми только о других,а сознание собственных недостатков не допускается, как малодушная измена собственным убеждениям и складу своей природы,к которому другие должны приспособляться и относиться с уважением.И вот супруги бегут друг от друга.Почему?Сначала они так любили друг друга,так верили в прочность и неизменность любви!Потому что не имели
смирения,чтобы сознаваться в своих недостатках,лишающих другого счастия и спокойствия,и по любви к нему не хотели поработать над собою и исправиться;
потому что не имели уменья посоветовать и спутнику жизни наблюдать за собою и постепенно исправляться- и терпения подождать исправления с летами;наконец
,потому,что забыли или вовсе не знали различия между недостатками исправимыми
и неисправимыми и не умели примириться с последними и уживаться с ними,как
приходится в подобных случаях уживаться с чужими людьми.Но к мужу и жене
новые люди требовательнее,чем к чужим:чужие могут иметь неисправимые недостатки,нам до них дела нет-а свой человек, которого мы любим,которому клялись в вечной верности,обязан не иметь их;он должен быть совершенством;он обязан дать нам полнейшее счастие;и если этого мы не находим,то вправе оставить его и искать счастия с другим,в котором нет этих недостатков,хотя,
конечно,найдутся другие.
Но труд перенесения в супругах недостатков друг друга есть право на благодарность от стороны,имеющей недостатки,к другой,терпящей их.Это укрепляет любовь,так как имеющий недостаток старается утешить снисходительного друга другими,лучшими свойствами своей души. Внимание к слабости и недостатку такого близкого человека, как муж или жена,возбуждает жалость к нему и утверждает в терпении,которое само по себе есть добродетель;
в этой добродетели человек,имеющий христианские убеждения,и для собственного
усовершенствования обязан упражняться с ревностию и постоянством.Он не может бросить того, с кем сжился сначала первою,живою и ясною любовию,потом любовию
,по слову апостола,милосердствующей,потом любовию долготерпящею,наконец,
любовию,верующею в плоды терпения и в возможность исправления человека,
которое иногда бывает и сверх ожидания,при особой помощи благодати Божией(1 Кор.13, 4-8).
По этим воззрениям истинно,честно любящие друг друга супруги не могут бросить
друг друга за недостатки(если они не обращаются в преступления),иначе для них
потеряется главная цель супружеской жизни-любить друг друга не с увлечением для одних наслаждений,а с самоотвержением для общего блага,временного и вечного.В этом случае полезно вспоминать наставление святого Иоанна Златоуста
:"В супружестве надо всем жертвовать и все терпеть для сохранения взаимной любви;если она утрачена-все пропало".А любовь,и радующаяся о любимом,и скорбящая,и терпящая,-все любовь,то есть единственно прочное чувство,
услаждающее нашу земную жизнь;и подвижники любви знают,что любовь жертвующая доставляет духу несравненно высшее утешение,чем наслаждающаяся.Это любовь христианская,о которой сказано:мы,сильные,должны сносить немощи бессильных и не себе угождать.Каждый из нас должен угождать ближнему,во благо,к назиданию.
Ибо и Христос не Себе угождал(Рим.15,1-3).
Немало вредят в наше время семейному счастию разные обычаи и предрассудки,не
согласные с христианскими понятиями о супружеской жизни.Сюда мы относим позднюю женитьбу мужчин,особенности воспитания женщин и крайнюю свободу супругов в отношениях к чужим лицам другого пола.
Продолжительная холостая жизнь развивает в мужчинах не только крайнюю разборчивость в выборе себе жены,по их избалованному,а иногда и испорченному вкусу и по излишним требованиям, но и разные эгоистические привычки,не соответствующие основному закону семейной жизни,по которому супруги обязаны заботиться больше об угождении друг другу,чем личным склонностям.Муж,
привыкший до брака проводить свободное время в веселых собраниях,делать издержки из своего состояния только для себя,располагать время по-своему,с трудом мирится с строем жизни семейной,где он обязан больше тратить для жены и детей,чем для себя самого,посвящать им свое свободное время и заботиться больше о благоустройстве своего дома,чем о своих личных удовольствиях. Все это для избалованного свободного человека становится стеснительным;он рвется из дому вон и тем дает семье испытывать оскорбительное чувство,что она для него бремя,и переносить одиночество и как бы сиротство при живом муже и отце.
Говорят:"Я не люблю семейных неприятностей и забот,ухаживания за больными,
крика детей"и прочее.Спрашивается:что же вы любите?Вам чужда законная,верная,
бескорыстная супружеская любовь,вам нежелательно пробуждение в вашем сердце родительских чувств, которыми счастливо человечество,которые движут всякое создание Божие,всякую маленькую птичку к продолжению рода своего,в исполнение
воли Создателя.Вы любите свободу в удовлетворении всех своих плотских желаний
,вы любите проживать все свои средства единственно для своих удовольствий;вы,
как человек свободный,с самодовольною улыбкою смотрите на заботы своих сослуживцев и знакомых,подвергающих себя лишениям для прокормления семейств и
воспитания детей.Итак,если нет в вас стремления к жизни девственной,если нет у вас непреодолимых препятствий ко вступлению в законный брак,не оправдывайте
себя софизмами и красными словами;вы эгоист,исключение из рода человеческого.
Но есть возражения против своевременного супружества,более честные и по
видимому основательные.Говорят:"Ныне так трудно прилично содержать семейство и особенно так дорого воспитание детей".Что можно сказать на это?Было ли когда-нибудь время,чтобы христиане не встречали никаких препятствий и затруднений в исполнении воли Божией?Поставьте в своем уме и совести заповеди
Божии выше всяких учреждений и обычаев человеческих,стремитесь прежде всего к исполнению их-и тогда Бог будет за вас, и раздвинутся пред вами все препятствия к благоустроению вашей жизни.