Во время рейса флагмана советского научного флота «Витязь» по Индийскому океану судно заходило на небольшой островок Носи-Бе, расположенный недалеко от берегов Мадагаскара. На этом островке находится океанический институт. Стоянка судна продолжалась там несколько дней, и директор института профессор Полиан организовал для одного из участников этого рейса и специально приехавшего туда известного французского психиатра профессора Сент-Урса экскурсию в хижину широко известного на острове колдуна Ретрама, специализирующегося на лечении тяжелых психических болезней.
читать дальше
Большая, просторная, но ветхая хижина колдуна, покрытая пальмовыми листьями, стояла на небольшой поляне среди кустарников примерно в 300 метрах от деревни.
Внутри хижина была завешена травами, панцирями черепах, засушенными плодами каких-то незнакомых растений, высушенными тушками летучих мышей с расправленными как для полета крыльями, мумиями ящериц с причудливо изогнутыми хвостами и каких-то других, неведомых европейцам существ.
На земляном полу в центре хижины был сложен небольшой очаг, из которого вверх к потолку тянулась узкая, но густая струя голубоватого дыма и, рассеиваясь где-то в стропилах, опускалась туманом вниз. В хижине распространялся странный аромат. Как потом вспоминали очевидцы этот аромат, с одной стороны, напоминал запах гвоздичного масла, с другой чего-то неопределенного, похожего на то, как в начале прошлого века пахли платья наших бабушек, хранящиеся в сундуках, которые лет 30, а то и все 50, никто не открывал и не проветривал. На самом деле приятный, но несколько дурманящий запах распространяли желтые цветы иланг-иланга, которые ранним утром собирают девушки, лазая по высоким деревьям.
Когда гости вошли в хижину, там вдоль стен уже сидели семь пациентов, а колдун напевал какую-то заунывную песню, у которой, видимо, не было ни конца, ни начала; медленно ходил вокруг очага и, сделав очередные три круга, останавливался перед кем-нибудь из пациентов, макал в ведерочко с жидкостью небольшую метелку и опрыскивал больного. В ответ некоторые пациенты поднимали с пола стоящие перед ними большие чаши и делали из них глоток густой темной жидкости. Дурманящий аромат, полумрак хижины и монотонные песнопения, поначалу не показавшиеся неприятными, очень быстро стали оказывать на европейцев угнетающее действие. Им хотелось закрыть глаза, обхватить голову руками, чтобы ничего не видеть и не слышать, забыть обо всех делах и погрузиться в небытие.
Воздействие колдуна было настолько сильным, что, когда эта главная часть процедуры окончилась, гостям потребовалась посторонняя помощь, чтобы прийти в себя и обрести способность двигаться.
Песнопения продолжались больше часа, затем колдун неожиданно остановился, прокричал гортанным голосом какое-то заклинание и вылил в очаг из ведерка остатки находящейся там жидкости. Тотчас, словно по сигналу, в хижину вбежали четырнадцать юношей. Они взяли под руки пациентов и повели их к реке. Там у колдуна стоял небольшой свинарник, который загораживал вид на реку, и что происходило на берегу, оставалось скрытым от глаз посторонних.
Оттуда больных по одному подводили к берегу, заводили в воду по грудь, три раза насильно погружали под воду и держали там достаточно долго. Когда после третьего погружения пациента отпускали, отплевываясь и судорожно хватая ртом воздух, с выпученными глазами поднимал голову из воды, колдун бросал ему в лицо гигантского хамелеона. Животное использовалось в качестве своеобразного теста. Если пациент приходил в ужас и пускался в бегство, то есть, по мнению зрителей, проявлял здравый смысл, он считался выздоровевшим, и его отпускали домой. В тот день все семь пациентов были признаны здоровыми.
Хамелеон в качестве теста использовался неслучайно. На Мадагаскаре этих животных не любят и панически боятся. В этом можно убедиться, познакомившись с многочисленными поговорками, пословицами и легендами, в которых упоминаются хамелеоны. Согласно этим легендам, хамелеоны - это маленькие, но очень опасные духи леса. На языке племен сакалава-дюбуина и цимихети их называют, соответственно, «цини» и «нала», что в буквальном смысле означает «дух леса». Люди племени баранарунгана называют хамелеона словом «андру», то есть «несчастье», а племени мерина - словом «рамилахелука», что означает - «тот, кто сделает тебя виноватым».
Люди племени бецимисарака говорят так: «Если наступишь на это маленькое животное - ожидай большого несчастья». Или еще: «Лучше наступить на божество, чем споткнуться о хамелеона». И действительно, люди боятся невзначай столкнуться с этим существом. Они утверждают, что способны за несколько метров чувствовать присутствие хамелеона, и обходят стороной места, где могут находиться эти животные, а если избежать встречи не удалось, долго со страхом ожидают неминуемого несчастья.
Мадагаскарские целители разделяют это суеверие, но в отличие от своих пациентов не боятся хамелеонов, а используют их во время своих колдовских ритуалов и просто для того, чтобы установить, выздоровел ли больной или лечение нужно продолжить.
Борис СЕРГЕЕВ
