Моя душа
Предлагаю выдержк из книги директора Центра аюрведической и тибетской медицины доктора И.И.Ветрова «Основы Аюрведической медицины" , а также ссылки на статьи и лекции И.И. Ветрова в мр3: "Причиной многих пороков человека является то, что он не умеет соизмерять. Ему всегда кажется, что он достоин большего, что если он получит еще больше материальных благ или денег, то жизнь изменится к лучшему. Но он забывает о том, что каждому предназначена своя доля, и тот, кто берет больше, чем ему дается, никогда не будет счастлив. Приходившие к вайдьям и вопрошавшие: «Что мне делать, почему я болею?», часто слышали на первый взгляд странные ответы: «Ты болеешь потому что ты слишком жаден». Или: «Ты завистлив и слишком гневлив. Избавься от этого, и твои болезни пройдут»...
читать дальше
От действий человека зависят его благополучие или нужда, знание или неведение, здоровье или болезнь. Он живет множество раз, и смертен он тоже многократно. Он часто рождается в неведении и болезнях, но в его силах освободиться и от того, и от другого. «Откуда происходят болезни? Что есть лекарство? В чем причина счастья и страданий? Как сделать, чтобы недуги ума и тела исчезли и не возвращались? Заблуждения ума, неправильное использование чувств и незнание должного времени — вот три причины всех страданий. А лекарство от всех болезней — в подобающем использовании разума и чувств, и уважении времени. Действия в добродетели приводят к счастью, а в невежестве и страсти — к страданиям. Отождествление себя с телом и умом становится источником боли, а когда такого отождествления нет, болезни исчезают и не возвращаются... Если человек правильно питается и ведет себя, не привязан к чувственным наслаждениям, щедр, видит единую духовную природу всех живых существ, правдив, способен прощать, предан духовным учителям и святым, он освободится от всех страданий. Наделенный добродетельным разумом, речью и благими поступками, смиренным умонастроением, чистым пониманием, духовным знанием, покаянием и духовной практикой, человек никогда не падет жертвой болезней». (Шарирастхана 2.39-47)
Чарака предупреждает об опасности техногенного развития цивилизации и о тех последствиях, к которым может привести неправедность. «Коренная причина всех нарушений — неправедность или адхарма. Ее порождают дурные деяния предыдущих жизней, но источником того и другого является заблуждение разума. Когда главы страны, города, гильдии или общины, сойдя с пути добродетели, несправедливо поступают со своим народом и подчиненными, простые люди города и общины несут неправедность дальше. От неправедности исчезает праведность. Когда исчезает праведность, неправедность становится полновластной, и боги покидают это место, времена года смещаются, и дожди идут не вовремя или совсем не идут, ветер дует неправильно, земля портится, водоемы пересыхают, травы теряют природные свойства и становятся ядовитыми». «Не стоит жить в таком месте, где сильно нарушены вкус, запах, цвет и то, что мы осязаем… где плачут птицы и собаки, болеют животные, где люди презрели добродетели — честность, скромность и праведность». Там «…приходят в ненормальное состояние воздух и огонь, и нарушается течение времен года. Когда все это происходит в течение длительного времени, земля перестает питать травы расой, вирьей, випаком и прабхавой, а отсутствие этих необходимых качеств приводит к распространению болезней» (Виманастхана, 3.- 6,20,4).
Вторым из главнейших трактатов Аюрведы считают «Сушрута Самхиту». Изначальный текст этого канона был составлен одним из двенадцати учеников Дханвантари, Сушрутой Старшим, освещающим традицию Шалья-чикитсы или хирургии. Сушрута в совершенстве изучил анатомию и физиологию человека, описал причины и механизмы развития 1200 различных заболеваний, детально разработал более 300 сложнейших операций, заложил основы гирудо- и иглотерапии, задолго до К. Гарвея описал циркуляцию крови, задолго до И. Павлова — секрецию желудочных соков, за много веков до Э. Дженера — способ прививки против оспы. Множество положений трактата Сушруты лишь недавно было открыто и признано современной наукой. Можно только предполагать, сколько веков назад были созданы инструменты и разработаны методы, с помощью которых производились удаление катаракты, камнесечение и кесарево сечение, лапаротомия и пластические операции.
Существует еще один древнейший труд, представляющий педиатрическое направление Аюрведы, называющийся
«Кашьяпа Самхита». Дошедшая до нашего времени версия «Кашьяпа самхиты» содержит только 78 из 200 первоначальных глав. Вриддха Дживака, предполагаемый автор трактата, выступает здесь смиренным учеником, принимающим знания от риши Кашьяпы. «Кашьяпа Самхита» не является учебником по частному направлению Аюрведы. Это целостное учение о здоровье и правильном понимании жизни, знание о том, что есть тело и что есть дух и о том, что должен делать человек в этом мире, чтобы выполнить свое предназначение. Каумара-бхритья — это прежде всего знание о том, как помочь новопришедшему в этот мир человеку освоиться с данным ему телом и кто должен ему в этом помочь. О том, что ему угрожает и как правильно себя вести, чтобы не стать жертвой телесных или умственных болезней. Приходим ли мы в этот мир случайно или согласно какому-то универсальному закону? Уходим ли мы из мира в небытие или к какой-то определенной цели? Поскольку без ответа на эти вопросы невозможно понимание истинного здоровья, тема зарождения новой жизни начинается не с момента зачатия, а намного раньше.
Забыв о своей истинной природе, душа словно непроницаемой пеленой окутала себя аханкарой, ложным эго, и отправилась блуждать по бесконечным тропинкам материального мира. Мы играем то одну роль, то другую, стремимся достичь того или иного… Мы словно находимся в непроходимом лесу, не находя тропы, которая выведет нас на свет, или плаваем в бесконечном океане, не видя берега. Но наша истинная суть всегда помнит о том, кто она и откуда пришла. Для того чтобы вернуться к своему изначальному существованию, душе нужно сбросить с себя покров аханкары, осознав свою истинную природу и пройдя для этого множество и множество жизней, вновь и вновь рождаясь в определенное время, в определенной стране, в определенном теле и у определенных родителей. Для этого ей необходимо проходить свои уроки, каждый из которых должен вести ее обратно в духовный мир. И поэтому каждый ребенок, который приходит в этот мир — это часть Вселенной, это душа, ищущая дорогу домой. Каждый ребенок — это космический странник, путник, который прошел уже множество дорог и лишь некоторое время идет рядом с нами к одному ему ведомой цели, выполняя одному ему ведомые задачи. Но этот путник — пришедший к нам ребенок — нуждается в нашей помощи, а у нас должно быть знание о том, как ему помочь в этом мире. И в этом деле нет мелочей
Пять факторов, предопределяющих будущее человека:
Некоторые люди полагают, что все в их жизни предопределено. Они охотно рассуждают о неизбежности рока, о том, что «все давно уже решено, и случается лишь то, что должно было случиться — на все воля Бога». Другие, напротив, считают, что абсолютно все зависит только от их планов, волевых усилий и поступков. Когда с ними случаются неприятности, они говорят: «Вот если бы я не пошел по этой стороне улицы или если успел бы на этот автобус — тогда бы ничего не произошло…» В 18-й главе «Бхагават Гиты» Шри Кришна объясняет, что наше будущее зависит от пяти факторов: прарабдха-кармы («проявленной» программы жизни), дхарма-кармы (вселенского и эгрегорного долга), манаса-кармы (резонансных факторов), буддхи-кармы (собственной воли), и бхагавата-кармы (воли Бога).
Прарабдха-карма является «сценарием» нашей жизни, созданным нами в прошлом воплощении. Находясь в материальном мире, мы — сознательно или бессознательно — постоянно чего-либо желаем. Все желания (независимо от того, добродетельны они или нет), возникающие от «приятных» для нашего ума соприкосновений чувств с объектами чувств, порождают различные элементалы (мыслеформы). Последние, по существу, являются семенами определенных кармических программ (самскар). Стремление повторить полученные ощущения или добиться неких идеалов приводит как бы к «поливанию» этих семян в поле нашего ума — если мы чего-то сильно жаждем, то наполняем созданный нами элементал энергией шакти и заставляем его материализовать нашу мечту. В состоянии бодрствования ум (манас) запоминает наши желания независимо от того, осознанны они или нет, а ночью, когда мы спим, систематизирует их и «записывает» в определенные ячейки. Ни одна наша мысль не остается бесплодной. Настойчиво создавая одну и ту же мыслеформу, мы тем самым, капля за каплей, наполняем чашу нашего желания. Мы «поливаем семечко» и оно начинает прорастать. Если же мы забываем о желаемом, то мыслеформы достаточно быстро теряют силу и «погибают». Что именно и как быстро вырастет из посаженных нами семян, заранее мы, как правило, не знаем. Иные «растения» начнут плодоносить очень быстро, иным же понадобятся сотни и даже тысячи лет. К концу жизни этот «выращенный нами сад» будет представлять собой сформированную программу не реализованных (но зрелых) элементалов, которые станут причиной нашего следующего рождения.
Иногда мы боимся того, что может случиться с нами, нашими близкими или нашим эгрегором (в том числе планетой). Страх очень легко порождает негативные элементалы и наполняет их нашей энергией шакти. Чем больше мы боимся, тем сильнее становится данный элементал, поэтому страхи очень быстро приводят какие-либо мысли к их нежелательному воплощению. «Семена», которые мы хранили в своем сердце на протяжении многих существований (под сердцем подразумевается наша сущность), смогут прорасти при конкретных условиях — при рождении в определенном месте и в определенных обстоятельствах. В момент смерти все наши желания будут учтены, и реализуется наиболее зрелая из заложенных нами программ. «Космический коридор» нашей жизни — самое высокое дерево из тех, что мы смогли взрастить, самый зрелый плод из всех, за которыми мы ухаживали. Мы сами его создали и определили его свойства. Наша задача — пройти по «космическому коридору» свой эволюционный путь, преодолеть все ловушки, иллюзии и обманы, сдать «последний экзамен», которым является смерть, и перейти на следующий уровень. Прарабдха-карму можно сравнить с лодкой, плывущей по течению реки, которое временами может становиться очень бурным, а временами — спокойным. Вы сидите в этой лодке и даже не знаете, можно ли ею управлять, можно ли где-то останавливаться и выходить на берег или плыть против течения. То, что будет происходить с вами на вашем пути, полностью зависит от ваших прошлых желаний. Осознаете вы это или нет, не имеет никакого значения.
Дхарма-карма является системой правил и условий игры в каждом из данных нам воплощений. В каком-то смысле дхарма-карма может быть названа роком человеческой жизни. Материальная вселенная устроена таким образом, чтобы мы ни при каких обстоятельствах не утрачивали собственную природу. Даже получая рождение среди низших видов жизни, мы сохраняем индивидуальность. Каждому растению, животному или человеку дается его индивидуальная судьба. Когда мы рождаемся в «человеческой форме», нам предстоит выполнить определенный ряд задач и пройти соответствующие уроки, чтобы что-то понять и подняться на ступеньку выше в своей духовной эволюции. Задачи могут быть не очень приятными, а иногда даже весьма болезненными, но без решения их наше дальнейшее развитие невозможно. Когда мы принимаем рождение в определенной семье, городе, государстве, нации и планете, когда нам даются в помощь или в ученики определенные личности, это не случайно. Полубоги (особенно Дхармарадж) очень внимательно следят за тем, как мы реализуем данный нам талант на разных этапах эволюционного развития. Если человеку удается выполнить свою программу (сукхам), то он испытывает удовлетворение и счастье от своей социальной деятельности и заканчивает жизнь в мудрости. Если — нет (это называется дукхам), то он постепенно деградирует, впадает в депрессию, начинает болеть, и порой заканчивает старческим слабоумием.
Влияние дхарма-кармы практически невозможно преодолеть, ибо она подобно року создает неизбежные обстоятельства, дающие нам бесценный эволюционный опыт. Человек, не осознающий этого, может испытывать невероятные страдания и страх за свое будущее. Дхарма-карма подобна порогам на бурной реке или сужениям ее русла, не позволяющим нам оставаться пассивными пассажирами лодки и не дающим иной альтернативы, кроме как действовать. Манаса-карма является резонансным фактором в жизни человека. У каждого из нас — свои особенности психики, что в определенной степени связано с прарабдха-кармой. В зависимости от уровня нашего развития и от той роли, какую мы играем на данной ступени эволюции, имеется некий набор стереотипов ума, определяющий наше поведение соответственно той среде, в которую мы погружаемся. По отношению к законам гармонии Вселенной все эти стереотипы условно можно подразделить на «греховные» и «благочестивые». В какой степени проявятся те или иные, зависит от среды, где ребенок будет развиваться и воспитываться, где он будет обучаться и работать, став взрослым, с кем он будет общаться и с кого будет брать пример. Не случайно же существует поговорка «с кем поведешься — от того и наберешься». Скажем, если человек, имеющий криминальные наклонности, оказывается в компании уголовных преступников, то он очень легко начинает нарушать законы общества и становится подобен своему окружению. Если же он попадает в среду честных и законопослушных людей, ему, несмотря на его предрасположенность к криминалу, будет очень трудно совершить преступление. Даже если это и произойдет, он будет сильно страдать из-за содеянного, и, скорее всего, рано или поздно преодолеет порочные стороны своей натуры.
Зная манаса-карму, можно приблизительно просчитать поведение данного индивидуума в тех или иных обстоятельствах. Ведическая система воспитания и обучения ребенка всегда строится с учетом его манаса-кармы, которая является, по сути, набором ключей к воздействию на его психику и внутреннюю программу. Полубоги (ангелы-хранители), мудрецы и опытные правители используют манаса-карму человека для его же блага. Злодеи же, «черные» учителя и бхуты, зная стереотипы ума конкретных людей, могут манипулировать ими для выполнения собственных желаний и в корыстных целях. Манаса-карма подобна появляющимся на нашем пути спутникам, подсказывающим нам правильное или, наоборот, ложное направление. Иные из них посоветуют взять в руки весла, чтобы лучше управлять лодкой, своевременно подскажут о водоворотах или преградах, а, может быть, даже подарят компас и научат, как вести себя при стихийных бедствиях. Другие же лишь подтолкнут к опасности и преждевременной гибели. Астрология и сигнатурология способны оценить и предсказать действие только этих трех факторов. Остальные два зависят от воли человека и вмешательства Бога.
Буддхи-карма — способность человека с помощью интеллекта влиять на свою судьбу. Интеллект (буддхи) дан нам для того, чтобы, контролируя действие чувств и элементалов ума (манаса), добиваться конкретных тактических и стратегических целей. Очень часто даже сильные желания могут быть преодолены благодаря полученному в прошлом знанию, опыту и индивидуальной воле. Так, чашка кофе может доставить кому-то наслаждение. Однако зная, что этот напиток вызывает угнетение центра саморегуляции и детоксикации печени, ослабляет почки, способствует развитию доброкачественных и злокачественных опухолей желудочно-кишечного тракта и половой системы, он может отказаться от его употребления. Или другой пример. Студенту лень готовиться к предстоящему экзамену; гораздо приятнее было бы провести пару дней с друзьями на пикнике. Но, прекрасно понимая, что, поддайся слабости, он, скорее всего, получит за экзамен «неуд» и может быть даже отчислен из университета, студент отказывается от приятного времяпрепровождения
Интеллект дан всем живым существам в материальной вселенной, однако — в разной степени. Так, обитатели
«Мира Сварга» (особенно Брахма) имеют необыкновенно развитый интеллект. Что же касается людей, степень их интеллектуального развития зависит от уровня их сознания, от ступени их духовной эволюции. Приобретая определенное знание об устройстве нашей Вселенной и ее законах благодаря различным воплощениям и испытаниям судьбы и развивая индивидуальную волю, человек все более совершенствует свой интеллект (не разрушающийся в момент смерти) и приобретает способность лучше контролировать свои чувства и ум. С помощью интеллекта, являющегося чем-то вроде «системы управления и навигации» лодки, мы способны влиять на прарабдха-карму. Мы можем использовать компас и карту, взять весла и изменить курс, пристать к берегу или даже плыть против течения, а также перетащить лодку посуху, чтобы сократить путь там, где река делает большой изгиб. Интеллект позволяет нам эффективнее пройти испытания судьбы (дхарма-карму). Когда в нашем распоряжении весла и спасательный жилет, нам легче пройти даже очень бурные пороги. Изучив же астрологию и сигнатурологию, мы можем даже без предварительного опыта понять, как лучше раскрыть и реализовать наш талант на данном этапе эволюции сознания. Следует упомянуть, что буддхи-карма будет изменять влияние манаса-кармы. Получив совет от какого-нибудь очень уважаемого и почитаемого человека, или получив «знак свыше», мы все же должны сопоставить полученную информацию с собственными опытом и разумением и только тогда принять окончательное решение. И хотя и в этом случае мы не гарантированы от ошибок, нам все же не следует пренебрегать буддхи-кармой. Таким образом, этот фактор является одним из важнейших в жизни человека. Он может реально влиять на нашу судьбу, вот только будет ли такое влияние благим или нет, — вопрос.
Зачем же тогда интеллект дан живым существам в материальном мире? Ведь он подобен скальпелю, которым можно удалить опухоль, а можно и убить. И чем сильнее интеллект, тем больше возможностей приобретает человек в этом мире. История помнит немало злых гениев, принесших горе неисчислимому количеству людей. Однако каждый из нас изначально наделен свободой воли, данной нам Богом. И даже в мире «виртуальной реальности» мы можем пользоваться ею так, как того пожелаем. Несомненно, что правила игры для каждого из наших воплощений будут чинить нам те или иные ограничения, но таковы реалии материального мира. Бхагавата-карма означает вмешательство Бога в жизнь человека. В ведических канонах говорится, что Господь сопровождает каждого из нас в мире «виртуальной реальности». Он является Наблюдателем и Позволителем всех наших желаний и поступков. В «Шветашватаре Упанишаде» и в «Бхагавад Гите» упоминается о двух птицах, сидящих на ветвях дерева. Одна из птиц пробует плоды, а другая наблюдает за ней. Деревом считается тело, птицей, клюющей плод — джива (душа), а той, что наблюдает за ней — Параматма (Верховный Господь).
Бог предоставил нам возможность играть любые, самые невероятные роли в материальном мире. Во многом мы сами творим свою судьбу. Но хоть Он и не вмешивается в нашу жизнь и старается не нарушать законов природы, тем не менее Он всегда готов придти к нам на помощь или дать необходимый совет. Конечно, если мы просим Его о том, что можем сделать сами, Господь не исполняет таких желаний, чтобы мы могли преодолеть свою «духовную инфантильность», чтобы перестали «просить спички у президента». Однако когда мы просим Бога о сукхам (реализации собственного таланта) и о свастхьям (раскрытии сердца и любви), Он с радостью помогает нам в этом. Когда мы сознательно создаем элементалы и вдыхаем в них «жизнь» (энергию шакти), мы можем просить Господа разрушить те, что неблагоприятны для нас или других живых существ. Иногда, в экстремальных обстоятельствах, Господь вмешивается в жизнь искренних и преданных Ему душ, изменяя ход, казалось бы, неотвратимых событий. Очень показательна в этом смысле история, произошедшая с одним американцем в Индии.
С точки зрения Аюрведы все болезни подразделяются на пять видов.
«Болезни-учителя»:
Они возникают тогда, когда человек «сворачивает» со своего эволюционного пути в так называемый «тупиковый коридор», и являются своеобразными индикаторами нашего несовершенства и пороков. С точки зрения эволюции сознания они останавливают нас, чтобы мы не ушли в сторону от своей реальной духовной программы
«Болезни-друзья» :
Их возникновение позволяет организму защититься от более опасных видов патологий. Например, от таких смертельно опасных заболеваний, как бронхиальная астма, или даже цирроз печени, человека защищают системные дерматиты (экземы, нейродермит, псориаз). Для их лечения современные врачи обычно используют гормональные мази, которые не только блокируют выход эндотоксинов через кожу, но и постепенно вызывают кортикостероидную недостаточность. Самое неприятное то, что подобные мази можно купить в любой аптеке без рецепта. Известно также, что некоторые люди, страдающие бронхиальной астмой, полностью избавляются от нее, перенеся туберкулез. В настоящее время в некоторых западных странах разрабатываются специальные туберкулезные вакцины, которые планируется использовать в комплексном лечении бронхиальной астмы. С давних времен известно и то, что если у человека, страдающего эпилепсией, разовьется варикозное расширение вен, то проявление судорожного синдрома может полностью исчезнуть или ослабнуть. Итак, подобные «болезни-друзья», если они возникают, требуют правильной оценки врачом, и их лечение должно быть совершенно иным, чем в обычных случаях.
«Болезни-помощники»:
Многочисленные вирусы либо иные виды инфекции, а также некоторые физические факторы (геомагнитные бури, геопатогенные воздействия) оказывают на наш организм укрепляющее и адаптогенное воздействие. С их помощью наше тело как бы проходит определенную тренировку для преодоления более тяжелых недугов. В некоторых случаях такое воздействие может даже изменить характер биологической эволюции. «Болезни-помощники» обычно проходят сами, без лечения, и не доставляют сильного беспокойства. Встречаются в 3-5 % случаев.
«Болезни-проводники» :
Такие заболевания возникают у человека за несколько лет до смерти, и с точки зрения Аюрведы считаются неизлечимыми. Современные исследования говорят о том, что причина нашей смерти кодируется уже в период внутриутробного развития на уровне молекул ДНК. «Болезни-проводники» связаны с остановкой механизма наших «больших и малых биологических часов», то есть с истощением так называемого оджаса. Эти болезни приходят, чтобы обеспечить наш уход из мира, ведь никто не умирает просто от старости. Такие заболевания встречаются сейчас в 10-15 % случаев.
«Болезни-враги» :
Возникают исключительно от внешних причин, например, от воздействия ионизирующего излучения, приема сильнодействующих токсических веществ (например, алкоголя или наркотиков); попадания в организм канцерогенов с воздухом, водой, пищей; сильного переохлаждения. Они встречаются в 5-10 % случаев.
Механизмы развития болезней:
Аюрведическая медицина рассматривает пять основных механизмов развития хронических болезней, из которых два относится к внутренним причинам, а три — к внешним. Каждый врач должен правильно оценить, к какой категории относится тот или иной недуг, и сколько механизмов участвует в его развитии. От этого будут зависеть назначаемая терапия и прогноз заболевания. Чем меньше причин вызвало болезнь, тем меньше потребуется усилий от врача и пациента.
Кармический механизм:
Связан с индивидуальной программой личности (прарабдха-кармой). Как во время прошлой, так и во время нынешней жизни у каждого из нас могут возникать и накапливаться определенные негативные стереотипы. Гордыня, алчность, страх, ненависть, осуждение, зависть, вожделение или ложь прорастают в нашем сердце словно сорняки. На нашем жизненном пути они являются своеобразными психологическими ловушками, затягивающими в тот или иной «тупиковый коридор». Под их воздействием у нас возникает острое чувство неудовлетворенности и недовольства, появляются подавленность и депрессия, что в итоге может привести к развитию соответствующей данному пороку болезни. Излечить такие заболевания с помощью даже самых замечательных лекарственных препаратов, с помощью той или иной системы питания или гимнастики невозможно. Здесь требуется глубокий психоанализ, размышления, различные медитации или какие-то иные виды духовных и психологических практик. Современная западная медицина не учитывает кармическую причину развития болезни и в силу этого обычно не может достигнуть стойкого положительного результата в лечении. Вы можете открыть любой учебник по пропедевтике или терапии и прочитать, что ни одно хроническое заболевание не может быть полностью излечено. Однако опыт аюрведической, тибетской и китайской медицинских систем говорит о совершенно ином. Аюрведические методы диагностики позволяют очень точно определить кармическую предрасположенность к определенным заболеваниям. Их можно применять и к только что появившемуся на свет ребенку, предотвращая возникновение самых страшных недугов.
Родовой механизм :
Этот механизм развития болезни связан не только с генетическими заболеваниями (сейчас их известно около двух с половиной тысяч), но главным образом — с коллективной кармой, которую иногда называют наследственной.
Когда ребенок появляется в той или иной семье, он наследует как хорошие качества и способности своих родителей, так и их пороки. Рождаясь в семье, в которой наилучшим образом можно проявить свою прарабхда-карму и дхарма-карму (предназначенную жизненную программу), мы неизбежно принимаем на себя и проблемы своих родителей. Можно спросить: «Почему? С какой стати человек должен решать их проблемы?» Если вы хотите стать, к примеру, музыкантом, актером или врачом, а ваши отец и мать являются мастерами в этой области искусства, это позволит вам еще в раннем детстве проявить свой талант. Но вместе с этим вы впитываете в себя и их негативные проблемы. Причем некоторые стереотипы ребенок начинает впитывать, как губка, еще в лоне матери и в первые два-три месяца после рождения. Энергоинформационная матрица отца и матери — их внутренний мир — едины. Ребенок оказывается в этом мире, и поэтому начинает поглощать и все хорошее, и все плохое. В младенчестве мы еще не способны различать, что хорошо и что плохо, и у нас просто нет выбора. А впоследствии эти стереотипы будут действовать так же, как и в случае кармического механизма развития болезни. Когда наши родители умирают, мы в полной мере становимся наследниками своего рода. Мы часто думаем, что наследство — это дом, автомобиль или банковский счет… Однако истинное наследство — это способности, положительные или негативные стереотипы наших предков. Нам могут не нравиться отдельные черты характера отца или матери. Из-за этого мы можем начать с ними конфликтовать или пытаться их изменить. Но как только они покидают этот мир, мы с удивлением замечаем, что их негативные стереотипы в полной мере начинают проявляться внутри нас самих, и именно в этот период существует наибольшая опасность развития соответствующих болезней. Поэтому каждый человек должен работать не только со своими индивидуальными проблемами, но и решать проблемы своего рода. Кстати, и первая, и вторая причина болезней не исчезают после нашей смерти — их мы переносим в следующую жизнь. Что касается родового механизма развития болезни, то если не преодолеть его, то он будет передаваться потомкам.
Экологический механизм :
Этот механизм развития заболеваний связан с внешними отрицательными воздействиями, к которым относятся: неправильная система питания, несоответствующий конституции человека образ жизни, воздействие разрушительных физиче-ских и химических факторов — высокочастотных излучений, переохлаждений, радиации, токсических выбросов в атмосферу от работы промышленных предприятий, консервантов, красителей, синтетических удобрений, фармакологических препаратов, наркотиков, алкоголя, ядов (в Санкт-Петербурге, например, в воздухе находится около 500 химических компонентов вместо «законных 21»). К отрицательным воздействиям относятся биологические (различные виды инфекций) и гормональные факторы (избыток некоторых видов гормонов оказывает разрушительное воздействие на жизненно важные органы). К сожалению, современная медицина трактует причины и механизмы хронических болезней только в рамках экологиче-ской модели. Однако Аюрведа считает, что, хотя полностью исключать этот механизм не следует, воздействие на организм разнообразных патогенных факторов внешней среды при отсутствии внутренних причин в большинстве случаев не способно вызвать серьезных хронических заболеваний. Доказательством тому служат многочисленные примеры того, как люди, контактирующие с инфекционными больными, остаются при этом совершенно здоровыми. Вероятно, экологические причины развития болезни являются запускающим или дополняющим механизмом, но никак не ведущим.
Аккумуляционный или метаболический механизм :
Различные факторы могут повредить любую клетку на любой стадии развития организма. Вероятность ее повреждения возрастает с течением времени. Согласно Аюрведе, в момент зачатия мы получаем от родителей определенное количество невосполнимой энергии — оджаса, который считается нашими «биологическими часами». По мере его использования происходит старение организма, и увеличивается вероятность появления различных хронических заболеваний. Вероятнее всего, оджас относится к молекулам ДНК, при каждом делении клетки теряющих часть своих теломеров, на которых записана информация о том, как должна функционировать та или иная клетка — механизмах саморегуляции, детоксикации, обмена веществ и размножения. Естественно, что с течением времени клетка все больше и больше утрачивает информацию о своих функциональных возможностях, что приводит, с одной стороны, к усилению повреждений, а с другой — к накоплению продуктов неполного метаболизма, так называемых клеточных шлаков. Примером аккумуляции балласта является увеличение с возрастом количества липофусцина (жирового пигмента) в клетках нервной системы. Известно, что если в нейронах уровень липофусцина достигает 30 %, то наступает смерть. Известно также, что защита сосудов от атеросклероза зависит также от работы особых антиоксидантных ферментов и простациклина, которые препятствуют атеросклерозу и повышенному тромбобразованию. Однако с возрастом эта биологическая система постепенно снижает свою активность, что приводит к неизбежному развитию атеросклероза. Постепенное истощение депо тормозных нейромедиаторов центральной нервной системы (дофамина, серотонина, энкефалинов и эндорфинов) приводит к нарушению адаптации к факторам внешней среды. Поэтому в пожилом и старческом возрасте человек сильнее реагирует на изменение атмосферного давления, магнитные бури и различные психоэмоциональные воздействия. Это же является одной из причин развития гипертонической болезни и паркинсонизма.
Онтогенетический механизм (онтогенез — букв. «развитие»):
Согласно Аюрведе жизнедеятельность организма зависит от стабильности системы дош — ваты, питты и капхи. Эти доши являются интегральными функциями нейроэндокринной системы. Вата относится к нервной системе, питта — к катаболическому звену гормональной системы и ферментам, вызывающим распад тканей и энергетических запасов организма, а капха — к анаболическому звену гормональной системы и биологически активным веществам, обеспечивающим стабильность и защиту тканей. Три доши фактически являются управляющими принципами гомеостаза (постоянства внутренней среды) организма. Различные методы Аюрведы, системы питания и образа жизни, йогическая гимнастика, а также специальная медитация направлены на то, чтобы сохранить равновесие трех дош (пракрити). В противном случае неизбежно станут возникать различные болезни и происходить быстрое старение организма. Однако Чарака, Сушрута, Вагбхата и другие авторитетные аюрведические ученые указывали, что развитие физического тела, к сожалению, невозможно без нарушения стабильности этих трех дош (викрити). Через 2000 лет Клод Бернар, не зная принципов Аюрведы, фактически сформулировал ту же идею. Он указывал, что гомеостаз является обязательным условием свободного существования организма. Между тем, постоянная стабильность системы исключает возможность развития, и наоборот — обязательным условием осуществления программы развития является запрограммированное нарушение гомеостаза.Таким образом, предлагаемые Аюрведой методы понимания характера и причинных механизмов развития различных хронических заболеваний могут помочь решить многие проблемы современной медицины
Источник: Основы Аюрведической медицины- www.dhanvantari.ru/modules.php?name=Pages&pa=li...
Статьи Ветрова- www.dhanvantari.ru/modules.php?name=Pages&pa=li...
Лекции И.И. Ветрова(руководителя центра "Дханвантари")- ashtanga.narod.ru/dhanvantari-leczii.htm
Нашла здесь:nedorazvmenie.livejournal.com/1056703.html#cuti...

От действий человека зависят его благополучие или нужда, знание или неведение, здоровье или болезнь. Он живет множество раз, и смертен он тоже многократно. Он часто рождается в неведении и болезнях, но в его силах освободиться и от того, и от другого. «Откуда происходят болезни? Что есть лекарство? В чем причина счастья и страданий? Как сделать, чтобы недуги ума и тела исчезли и не возвращались? Заблуждения ума, неправильное использование чувств и незнание должного времени — вот три причины всех страданий. А лекарство от всех болезней — в подобающем использовании разума и чувств, и уважении времени. Действия в добродетели приводят к счастью, а в невежестве и страсти — к страданиям. Отождествление себя с телом и умом становится источником боли, а когда такого отождествления нет, болезни исчезают и не возвращаются... Если человек правильно питается и ведет себя, не привязан к чувственным наслаждениям, щедр, видит единую духовную природу всех живых существ, правдив, способен прощать, предан духовным учителям и святым, он освободится от всех страданий. Наделенный добродетельным разумом, речью и благими поступками, смиренным умонастроением, чистым пониманием, духовным знанием, покаянием и духовной практикой, человек никогда не падет жертвой болезней». (Шарирастхана 2.39-47)
Чарака предупреждает об опасности техногенного развития цивилизации и о тех последствиях, к которым может привести неправедность. «Коренная причина всех нарушений — неправедность или адхарма. Ее порождают дурные деяния предыдущих жизней, но источником того и другого является заблуждение разума. Когда главы страны, города, гильдии или общины, сойдя с пути добродетели, несправедливо поступают со своим народом и подчиненными, простые люди города и общины несут неправедность дальше. От неправедности исчезает праведность. Когда исчезает праведность, неправедность становится полновластной, и боги покидают это место, времена года смещаются, и дожди идут не вовремя или совсем не идут, ветер дует неправильно, земля портится, водоемы пересыхают, травы теряют природные свойства и становятся ядовитыми». «Не стоит жить в таком месте, где сильно нарушены вкус, запах, цвет и то, что мы осязаем… где плачут птицы и собаки, болеют животные, где люди презрели добродетели — честность, скромность и праведность». Там «…приходят в ненормальное состояние воздух и огонь, и нарушается течение времен года. Когда все это происходит в течение длительного времени, земля перестает питать травы расой, вирьей, випаком и прабхавой, а отсутствие этих необходимых качеств приводит к распространению болезней» (Виманастхана, 3.- 6,20,4).
Вторым из главнейших трактатов Аюрведы считают «Сушрута Самхиту». Изначальный текст этого канона был составлен одним из двенадцати учеников Дханвантари, Сушрутой Старшим, освещающим традицию Шалья-чикитсы или хирургии. Сушрута в совершенстве изучил анатомию и физиологию человека, описал причины и механизмы развития 1200 различных заболеваний, детально разработал более 300 сложнейших операций, заложил основы гирудо- и иглотерапии, задолго до К. Гарвея описал циркуляцию крови, задолго до И. Павлова — секрецию желудочных соков, за много веков до Э. Дженера — способ прививки против оспы. Множество положений трактата Сушруты лишь недавно было открыто и признано современной наукой. Можно только предполагать, сколько веков назад были созданы инструменты и разработаны методы, с помощью которых производились удаление катаракты, камнесечение и кесарево сечение, лапаротомия и пластические операции.
Существует еще один древнейший труд, представляющий педиатрическое направление Аюрведы, называющийся
«Кашьяпа Самхита». Дошедшая до нашего времени версия «Кашьяпа самхиты» содержит только 78 из 200 первоначальных глав. Вриддха Дживака, предполагаемый автор трактата, выступает здесь смиренным учеником, принимающим знания от риши Кашьяпы. «Кашьяпа Самхита» не является учебником по частному направлению Аюрведы. Это целостное учение о здоровье и правильном понимании жизни, знание о том, что есть тело и что есть дух и о том, что должен делать человек в этом мире, чтобы выполнить свое предназначение. Каумара-бхритья — это прежде всего знание о том, как помочь новопришедшему в этот мир человеку освоиться с данным ему телом и кто должен ему в этом помочь. О том, что ему угрожает и как правильно себя вести, чтобы не стать жертвой телесных или умственных болезней. Приходим ли мы в этот мир случайно или согласно какому-то универсальному закону? Уходим ли мы из мира в небытие или к какой-то определенной цели? Поскольку без ответа на эти вопросы невозможно понимание истинного здоровья, тема зарождения новой жизни начинается не с момента зачатия, а намного раньше.
Забыв о своей истинной природе, душа словно непроницаемой пеленой окутала себя аханкарой, ложным эго, и отправилась блуждать по бесконечным тропинкам материального мира. Мы играем то одну роль, то другую, стремимся достичь того или иного… Мы словно находимся в непроходимом лесу, не находя тропы, которая выведет нас на свет, или плаваем в бесконечном океане, не видя берега. Но наша истинная суть всегда помнит о том, кто она и откуда пришла. Для того чтобы вернуться к своему изначальному существованию, душе нужно сбросить с себя покров аханкары, осознав свою истинную природу и пройдя для этого множество и множество жизней, вновь и вновь рождаясь в определенное время, в определенной стране, в определенном теле и у определенных родителей. Для этого ей необходимо проходить свои уроки, каждый из которых должен вести ее обратно в духовный мир. И поэтому каждый ребенок, который приходит в этот мир — это часть Вселенной, это душа, ищущая дорогу домой. Каждый ребенок — это космический странник, путник, который прошел уже множество дорог и лишь некоторое время идет рядом с нами к одному ему ведомой цели, выполняя одному ему ведомые задачи. Но этот путник — пришедший к нам ребенок — нуждается в нашей помощи, а у нас должно быть знание о том, как ему помочь в этом мире. И в этом деле нет мелочей
Пять факторов, предопределяющих будущее человека:
Некоторые люди полагают, что все в их жизни предопределено. Они охотно рассуждают о неизбежности рока, о том, что «все давно уже решено, и случается лишь то, что должно было случиться — на все воля Бога». Другие, напротив, считают, что абсолютно все зависит только от их планов, волевых усилий и поступков. Когда с ними случаются неприятности, они говорят: «Вот если бы я не пошел по этой стороне улицы или если успел бы на этот автобус — тогда бы ничего не произошло…» В 18-й главе «Бхагават Гиты» Шри Кришна объясняет, что наше будущее зависит от пяти факторов: прарабдха-кармы («проявленной» программы жизни), дхарма-кармы (вселенского и эгрегорного долга), манаса-кармы (резонансных факторов), буддхи-кармы (собственной воли), и бхагавата-кармы (воли Бога).
Прарабдха-карма является «сценарием» нашей жизни, созданным нами в прошлом воплощении. Находясь в материальном мире, мы — сознательно или бессознательно — постоянно чего-либо желаем. Все желания (независимо от того, добродетельны они или нет), возникающие от «приятных» для нашего ума соприкосновений чувств с объектами чувств, порождают различные элементалы (мыслеформы). Последние, по существу, являются семенами определенных кармических программ (самскар). Стремление повторить полученные ощущения или добиться неких идеалов приводит как бы к «поливанию» этих семян в поле нашего ума — если мы чего-то сильно жаждем, то наполняем созданный нами элементал энергией шакти и заставляем его материализовать нашу мечту. В состоянии бодрствования ум (манас) запоминает наши желания независимо от того, осознанны они или нет, а ночью, когда мы спим, систематизирует их и «записывает» в определенные ячейки. Ни одна наша мысль не остается бесплодной. Настойчиво создавая одну и ту же мыслеформу, мы тем самым, капля за каплей, наполняем чашу нашего желания. Мы «поливаем семечко» и оно начинает прорастать. Если же мы забываем о желаемом, то мыслеформы достаточно быстро теряют силу и «погибают». Что именно и как быстро вырастет из посаженных нами семян, заранее мы, как правило, не знаем. Иные «растения» начнут плодоносить очень быстро, иным же понадобятся сотни и даже тысячи лет. К концу жизни этот «выращенный нами сад» будет представлять собой сформированную программу не реализованных (но зрелых) элементалов, которые станут причиной нашего следующего рождения.
Иногда мы боимся того, что может случиться с нами, нашими близкими или нашим эгрегором (в том числе планетой). Страх очень легко порождает негативные элементалы и наполняет их нашей энергией шакти. Чем больше мы боимся, тем сильнее становится данный элементал, поэтому страхи очень быстро приводят какие-либо мысли к их нежелательному воплощению. «Семена», которые мы хранили в своем сердце на протяжении многих существований (под сердцем подразумевается наша сущность), смогут прорасти при конкретных условиях — при рождении в определенном месте и в определенных обстоятельствах. В момент смерти все наши желания будут учтены, и реализуется наиболее зрелая из заложенных нами программ. «Космический коридор» нашей жизни — самое высокое дерево из тех, что мы смогли взрастить, самый зрелый плод из всех, за которыми мы ухаживали. Мы сами его создали и определили его свойства. Наша задача — пройти по «космическому коридору» свой эволюционный путь, преодолеть все ловушки, иллюзии и обманы, сдать «последний экзамен», которым является смерть, и перейти на следующий уровень. Прарабдха-карму можно сравнить с лодкой, плывущей по течению реки, которое временами может становиться очень бурным, а временами — спокойным. Вы сидите в этой лодке и даже не знаете, можно ли ею управлять, можно ли где-то останавливаться и выходить на берег или плыть против течения. То, что будет происходить с вами на вашем пути, полностью зависит от ваших прошлых желаний. Осознаете вы это или нет, не имеет никакого значения.
Дхарма-карма является системой правил и условий игры в каждом из данных нам воплощений. В каком-то смысле дхарма-карма может быть названа роком человеческой жизни. Материальная вселенная устроена таким образом, чтобы мы ни при каких обстоятельствах не утрачивали собственную природу. Даже получая рождение среди низших видов жизни, мы сохраняем индивидуальность. Каждому растению, животному или человеку дается его индивидуальная судьба. Когда мы рождаемся в «человеческой форме», нам предстоит выполнить определенный ряд задач и пройти соответствующие уроки, чтобы что-то понять и подняться на ступеньку выше в своей духовной эволюции. Задачи могут быть не очень приятными, а иногда даже весьма болезненными, но без решения их наше дальнейшее развитие невозможно. Когда мы принимаем рождение в определенной семье, городе, государстве, нации и планете, когда нам даются в помощь или в ученики определенные личности, это не случайно. Полубоги (особенно Дхармарадж) очень внимательно следят за тем, как мы реализуем данный нам талант на разных этапах эволюционного развития. Если человеку удается выполнить свою программу (сукхам), то он испытывает удовлетворение и счастье от своей социальной деятельности и заканчивает жизнь в мудрости. Если — нет (это называется дукхам), то он постепенно деградирует, впадает в депрессию, начинает болеть, и порой заканчивает старческим слабоумием.
Влияние дхарма-кармы практически невозможно преодолеть, ибо она подобно року создает неизбежные обстоятельства, дающие нам бесценный эволюционный опыт. Человек, не осознающий этого, может испытывать невероятные страдания и страх за свое будущее. Дхарма-карма подобна порогам на бурной реке или сужениям ее русла, не позволяющим нам оставаться пассивными пассажирами лодки и не дающим иной альтернативы, кроме как действовать. Манаса-карма является резонансным фактором в жизни человека. У каждого из нас — свои особенности психики, что в определенной степени связано с прарабдха-кармой. В зависимости от уровня нашего развития и от той роли, какую мы играем на данной ступени эволюции, имеется некий набор стереотипов ума, определяющий наше поведение соответственно той среде, в которую мы погружаемся. По отношению к законам гармонии Вселенной все эти стереотипы условно можно подразделить на «греховные» и «благочестивые». В какой степени проявятся те или иные, зависит от среды, где ребенок будет развиваться и воспитываться, где он будет обучаться и работать, став взрослым, с кем он будет общаться и с кого будет брать пример. Не случайно же существует поговорка «с кем поведешься — от того и наберешься». Скажем, если человек, имеющий криминальные наклонности, оказывается в компании уголовных преступников, то он очень легко начинает нарушать законы общества и становится подобен своему окружению. Если же он попадает в среду честных и законопослушных людей, ему, несмотря на его предрасположенность к криминалу, будет очень трудно совершить преступление. Даже если это и произойдет, он будет сильно страдать из-за содеянного, и, скорее всего, рано или поздно преодолеет порочные стороны своей натуры.
Зная манаса-карму, можно приблизительно просчитать поведение данного индивидуума в тех или иных обстоятельствах. Ведическая система воспитания и обучения ребенка всегда строится с учетом его манаса-кармы, которая является, по сути, набором ключей к воздействию на его психику и внутреннюю программу. Полубоги (ангелы-хранители), мудрецы и опытные правители используют манаса-карму человека для его же блага. Злодеи же, «черные» учителя и бхуты, зная стереотипы ума конкретных людей, могут манипулировать ими для выполнения собственных желаний и в корыстных целях. Манаса-карма подобна появляющимся на нашем пути спутникам, подсказывающим нам правильное или, наоборот, ложное направление. Иные из них посоветуют взять в руки весла, чтобы лучше управлять лодкой, своевременно подскажут о водоворотах или преградах, а, может быть, даже подарят компас и научат, как вести себя при стихийных бедствиях. Другие же лишь подтолкнут к опасности и преждевременной гибели. Астрология и сигнатурология способны оценить и предсказать действие только этих трех факторов. Остальные два зависят от воли человека и вмешательства Бога.
Буддхи-карма — способность человека с помощью интеллекта влиять на свою судьбу. Интеллект (буддхи) дан нам для того, чтобы, контролируя действие чувств и элементалов ума (манаса), добиваться конкретных тактических и стратегических целей. Очень часто даже сильные желания могут быть преодолены благодаря полученному в прошлом знанию, опыту и индивидуальной воле. Так, чашка кофе может доставить кому-то наслаждение. Однако зная, что этот напиток вызывает угнетение центра саморегуляции и детоксикации печени, ослабляет почки, способствует развитию доброкачественных и злокачественных опухолей желудочно-кишечного тракта и половой системы, он может отказаться от его употребления. Или другой пример. Студенту лень готовиться к предстоящему экзамену; гораздо приятнее было бы провести пару дней с друзьями на пикнике. Но, прекрасно понимая, что, поддайся слабости, он, скорее всего, получит за экзамен «неуд» и может быть даже отчислен из университета, студент отказывается от приятного времяпрепровождения
Интеллект дан всем живым существам в материальной вселенной, однако — в разной степени. Так, обитатели
«Мира Сварга» (особенно Брахма) имеют необыкновенно развитый интеллект. Что же касается людей, степень их интеллектуального развития зависит от уровня их сознания, от ступени их духовной эволюции. Приобретая определенное знание об устройстве нашей Вселенной и ее законах благодаря различным воплощениям и испытаниям судьбы и развивая индивидуальную волю, человек все более совершенствует свой интеллект (не разрушающийся в момент смерти) и приобретает способность лучше контролировать свои чувства и ум. С помощью интеллекта, являющегося чем-то вроде «системы управления и навигации» лодки, мы способны влиять на прарабдха-карму. Мы можем использовать компас и карту, взять весла и изменить курс, пристать к берегу или даже плыть против течения, а также перетащить лодку посуху, чтобы сократить путь там, где река делает большой изгиб. Интеллект позволяет нам эффективнее пройти испытания судьбы (дхарма-карму). Когда в нашем распоряжении весла и спасательный жилет, нам легче пройти даже очень бурные пороги. Изучив же астрологию и сигнатурологию, мы можем даже без предварительного опыта понять, как лучше раскрыть и реализовать наш талант на данном этапе эволюции сознания. Следует упомянуть, что буддхи-карма будет изменять влияние манаса-кармы. Получив совет от какого-нибудь очень уважаемого и почитаемого человека, или получив «знак свыше», мы все же должны сопоставить полученную информацию с собственными опытом и разумением и только тогда принять окончательное решение. И хотя и в этом случае мы не гарантированы от ошибок, нам все же не следует пренебрегать буддхи-кармой. Таким образом, этот фактор является одним из важнейших в жизни человека. Он может реально влиять на нашу судьбу, вот только будет ли такое влияние благим или нет, — вопрос.
Зачем же тогда интеллект дан живым существам в материальном мире? Ведь он подобен скальпелю, которым можно удалить опухоль, а можно и убить. И чем сильнее интеллект, тем больше возможностей приобретает человек в этом мире. История помнит немало злых гениев, принесших горе неисчислимому количеству людей. Однако каждый из нас изначально наделен свободой воли, данной нам Богом. И даже в мире «виртуальной реальности» мы можем пользоваться ею так, как того пожелаем. Несомненно, что правила игры для каждого из наших воплощений будут чинить нам те или иные ограничения, но таковы реалии материального мира. Бхагавата-карма означает вмешательство Бога в жизнь человека. В ведических канонах говорится, что Господь сопровождает каждого из нас в мире «виртуальной реальности». Он является Наблюдателем и Позволителем всех наших желаний и поступков. В «Шветашватаре Упанишаде» и в «Бхагавад Гите» упоминается о двух птицах, сидящих на ветвях дерева. Одна из птиц пробует плоды, а другая наблюдает за ней. Деревом считается тело, птицей, клюющей плод — джива (душа), а той, что наблюдает за ней — Параматма (Верховный Господь).
Бог предоставил нам возможность играть любые, самые невероятные роли в материальном мире. Во многом мы сами творим свою судьбу. Но хоть Он и не вмешивается в нашу жизнь и старается не нарушать законов природы, тем не менее Он всегда готов придти к нам на помощь или дать необходимый совет. Конечно, если мы просим Его о том, что можем сделать сами, Господь не исполняет таких желаний, чтобы мы могли преодолеть свою «духовную инфантильность», чтобы перестали «просить спички у президента». Однако когда мы просим Бога о сукхам (реализации собственного таланта) и о свастхьям (раскрытии сердца и любви), Он с радостью помогает нам в этом. Когда мы сознательно создаем элементалы и вдыхаем в них «жизнь» (энергию шакти), мы можем просить Господа разрушить те, что неблагоприятны для нас или других живых существ. Иногда, в экстремальных обстоятельствах, Господь вмешивается в жизнь искренних и преданных Ему душ, изменяя ход, казалось бы, неотвратимых событий. Очень показательна в этом смысле история, произошедшая с одним американцем в Индии.
С точки зрения Аюрведы все болезни подразделяются на пять видов.
«Болезни-учителя»:
Они возникают тогда, когда человек «сворачивает» со своего эволюционного пути в так называемый «тупиковый коридор», и являются своеобразными индикаторами нашего несовершенства и пороков. С точки зрения эволюции сознания они останавливают нас, чтобы мы не ушли в сторону от своей реальной духовной программы
«Болезни-друзья» :
Их возникновение позволяет организму защититься от более опасных видов патологий. Например, от таких смертельно опасных заболеваний, как бронхиальная астма, или даже цирроз печени, человека защищают системные дерматиты (экземы, нейродермит, псориаз). Для их лечения современные врачи обычно используют гормональные мази, которые не только блокируют выход эндотоксинов через кожу, но и постепенно вызывают кортикостероидную недостаточность. Самое неприятное то, что подобные мази можно купить в любой аптеке без рецепта. Известно также, что некоторые люди, страдающие бронхиальной астмой, полностью избавляются от нее, перенеся туберкулез. В настоящее время в некоторых западных странах разрабатываются специальные туберкулезные вакцины, которые планируется использовать в комплексном лечении бронхиальной астмы. С давних времен известно и то, что если у человека, страдающего эпилепсией, разовьется варикозное расширение вен, то проявление судорожного синдрома может полностью исчезнуть или ослабнуть. Итак, подобные «болезни-друзья», если они возникают, требуют правильной оценки врачом, и их лечение должно быть совершенно иным, чем в обычных случаях.
«Болезни-помощники»:
Многочисленные вирусы либо иные виды инфекции, а также некоторые физические факторы (геомагнитные бури, геопатогенные воздействия) оказывают на наш организм укрепляющее и адаптогенное воздействие. С их помощью наше тело как бы проходит определенную тренировку для преодоления более тяжелых недугов. В некоторых случаях такое воздействие может даже изменить характер биологической эволюции. «Болезни-помощники» обычно проходят сами, без лечения, и не доставляют сильного беспокойства. Встречаются в 3-5 % случаев.
«Болезни-проводники» :
Такие заболевания возникают у человека за несколько лет до смерти, и с точки зрения Аюрведы считаются неизлечимыми. Современные исследования говорят о том, что причина нашей смерти кодируется уже в период внутриутробного развития на уровне молекул ДНК. «Болезни-проводники» связаны с остановкой механизма наших «больших и малых биологических часов», то есть с истощением так называемого оджаса. Эти болезни приходят, чтобы обеспечить наш уход из мира, ведь никто не умирает просто от старости. Такие заболевания встречаются сейчас в 10-15 % случаев.
«Болезни-враги» :
Возникают исключительно от внешних причин, например, от воздействия ионизирующего излучения, приема сильнодействующих токсических веществ (например, алкоголя или наркотиков); попадания в организм канцерогенов с воздухом, водой, пищей; сильного переохлаждения. Они встречаются в 5-10 % случаев.
Механизмы развития болезней:
Аюрведическая медицина рассматривает пять основных механизмов развития хронических болезней, из которых два относится к внутренним причинам, а три — к внешним. Каждый врач должен правильно оценить, к какой категории относится тот или иной недуг, и сколько механизмов участвует в его развитии. От этого будут зависеть назначаемая терапия и прогноз заболевания. Чем меньше причин вызвало болезнь, тем меньше потребуется усилий от врача и пациента.
Кармический механизм:
Связан с индивидуальной программой личности (прарабдха-кармой). Как во время прошлой, так и во время нынешней жизни у каждого из нас могут возникать и накапливаться определенные негативные стереотипы. Гордыня, алчность, страх, ненависть, осуждение, зависть, вожделение или ложь прорастают в нашем сердце словно сорняки. На нашем жизненном пути они являются своеобразными психологическими ловушками, затягивающими в тот или иной «тупиковый коридор». Под их воздействием у нас возникает острое чувство неудовлетворенности и недовольства, появляются подавленность и депрессия, что в итоге может привести к развитию соответствующей данному пороку болезни. Излечить такие заболевания с помощью даже самых замечательных лекарственных препаратов, с помощью той или иной системы питания или гимнастики невозможно. Здесь требуется глубокий психоанализ, размышления, различные медитации или какие-то иные виды духовных и психологических практик. Современная западная медицина не учитывает кармическую причину развития болезни и в силу этого обычно не может достигнуть стойкого положительного результата в лечении. Вы можете открыть любой учебник по пропедевтике или терапии и прочитать, что ни одно хроническое заболевание не может быть полностью излечено. Однако опыт аюрведической, тибетской и китайской медицинских систем говорит о совершенно ином. Аюрведические методы диагностики позволяют очень точно определить кармическую предрасположенность к определенным заболеваниям. Их можно применять и к только что появившемуся на свет ребенку, предотвращая возникновение самых страшных недугов.
Родовой механизм :
Этот механизм развития болезни связан не только с генетическими заболеваниями (сейчас их известно около двух с половиной тысяч), но главным образом — с коллективной кармой, которую иногда называют наследственной.
Когда ребенок появляется в той или иной семье, он наследует как хорошие качества и способности своих родителей, так и их пороки. Рождаясь в семье, в которой наилучшим образом можно проявить свою прарабхда-карму и дхарма-карму (предназначенную жизненную программу), мы неизбежно принимаем на себя и проблемы своих родителей. Можно спросить: «Почему? С какой стати человек должен решать их проблемы?» Если вы хотите стать, к примеру, музыкантом, актером или врачом, а ваши отец и мать являются мастерами в этой области искусства, это позволит вам еще в раннем детстве проявить свой талант. Но вместе с этим вы впитываете в себя и их негативные проблемы. Причем некоторые стереотипы ребенок начинает впитывать, как губка, еще в лоне матери и в первые два-три месяца после рождения. Энергоинформационная матрица отца и матери — их внутренний мир — едины. Ребенок оказывается в этом мире, и поэтому начинает поглощать и все хорошее, и все плохое. В младенчестве мы еще не способны различать, что хорошо и что плохо, и у нас просто нет выбора. А впоследствии эти стереотипы будут действовать так же, как и в случае кармического механизма развития болезни. Когда наши родители умирают, мы в полной мере становимся наследниками своего рода. Мы часто думаем, что наследство — это дом, автомобиль или банковский счет… Однако истинное наследство — это способности, положительные или негативные стереотипы наших предков. Нам могут не нравиться отдельные черты характера отца или матери. Из-за этого мы можем начать с ними конфликтовать или пытаться их изменить. Но как только они покидают этот мир, мы с удивлением замечаем, что их негативные стереотипы в полной мере начинают проявляться внутри нас самих, и именно в этот период существует наибольшая опасность развития соответствующих болезней. Поэтому каждый человек должен работать не только со своими индивидуальными проблемами, но и решать проблемы своего рода. Кстати, и первая, и вторая причина болезней не исчезают после нашей смерти — их мы переносим в следующую жизнь. Что касается родового механизма развития болезни, то если не преодолеть его, то он будет передаваться потомкам.
Экологический механизм :
Этот механизм развития заболеваний связан с внешними отрицательными воздействиями, к которым относятся: неправильная система питания, несоответствующий конституции человека образ жизни, воздействие разрушительных физиче-ских и химических факторов — высокочастотных излучений, переохлаждений, радиации, токсических выбросов в атмосферу от работы промышленных предприятий, консервантов, красителей, синтетических удобрений, фармакологических препаратов, наркотиков, алкоголя, ядов (в Санкт-Петербурге, например, в воздухе находится около 500 химических компонентов вместо «законных 21»). К отрицательным воздействиям относятся биологические (различные виды инфекций) и гормональные факторы (избыток некоторых видов гормонов оказывает разрушительное воздействие на жизненно важные органы). К сожалению, современная медицина трактует причины и механизмы хронических болезней только в рамках экологиче-ской модели. Однако Аюрведа считает, что, хотя полностью исключать этот механизм не следует, воздействие на организм разнообразных патогенных факторов внешней среды при отсутствии внутренних причин в большинстве случаев не способно вызвать серьезных хронических заболеваний. Доказательством тому служат многочисленные примеры того, как люди, контактирующие с инфекционными больными, остаются при этом совершенно здоровыми. Вероятно, экологические причины развития болезни являются запускающим или дополняющим механизмом, но никак не ведущим.
Аккумуляционный или метаболический механизм :
Различные факторы могут повредить любую клетку на любой стадии развития организма. Вероятность ее повреждения возрастает с течением времени. Согласно Аюрведе, в момент зачатия мы получаем от родителей определенное количество невосполнимой энергии — оджаса, который считается нашими «биологическими часами». По мере его использования происходит старение организма, и увеличивается вероятность появления различных хронических заболеваний. Вероятнее всего, оджас относится к молекулам ДНК, при каждом делении клетки теряющих часть своих теломеров, на которых записана информация о том, как должна функционировать та или иная клетка — механизмах саморегуляции, детоксикации, обмена веществ и размножения. Естественно, что с течением времени клетка все больше и больше утрачивает информацию о своих функциональных возможностях, что приводит, с одной стороны, к усилению повреждений, а с другой — к накоплению продуктов неполного метаболизма, так называемых клеточных шлаков. Примером аккумуляции балласта является увеличение с возрастом количества липофусцина (жирового пигмента) в клетках нервной системы. Известно, что если в нейронах уровень липофусцина достигает 30 %, то наступает смерть. Известно также, что защита сосудов от атеросклероза зависит также от работы особых антиоксидантных ферментов и простациклина, которые препятствуют атеросклерозу и повышенному тромбобразованию. Однако с возрастом эта биологическая система постепенно снижает свою активность, что приводит к неизбежному развитию атеросклероза. Постепенное истощение депо тормозных нейромедиаторов центральной нервной системы (дофамина, серотонина, энкефалинов и эндорфинов) приводит к нарушению адаптации к факторам внешней среды. Поэтому в пожилом и старческом возрасте человек сильнее реагирует на изменение атмосферного давления, магнитные бури и различные психоэмоциональные воздействия. Это же является одной из причин развития гипертонической болезни и паркинсонизма.
Онтогенетический механизм (онтогенез — букв. «развитие»):
Согласно Аюрведе жизнедеятельность организма зависит от стабильности системы дош — ваты, питты и капхи. Эти доши являются интегральными функциями нейроэндокринной системы. Вата относится к нервной системе, питта — к катаболическому звену гормональной системы и ферментам, вызывающим распад тканей и энергетических запасов организма, а капха — к анаболическому звену гормональной системы и биологически активным веществам, обеспечивающим стабильность и защиту тканей. Три доши фактически являются управляющими принципами гомеостаза (постоянства внутренней среды) организма. Различные методы Аюрведы, системы питания и образа жизни, йогическая гимнастика, а также специальная медитация направлены на то, чтобы сохранить равновесие трех дош (пракрити). В противном случае неизбежно станут возникать различные болезни и происходить быстрое старение организма. Однако Чарака, Сушрута, Вагбхата и другие авторитетные аюрведические ученые указывали, что развитие физического тела, к сожалению, невозможно без нарушения стабильности этих трех дош (викрити). Через 2000 лет Клод Бернар, не зная принципов Аюрведы, фактически сформулировал ту же идею. Он указывал, что гомеостаз является обязательным условием свободного существования организма. Между тем, постоянная стабильность системы исключает возможность развития, и наоборот — обязательным условием осуществления программы развития является запрограммированное нарушение гомеостаза.Таким образом, предлагаемые Аюрведой методы понимания характера и причинных механизмов развития различных хронических заболеваний могут помочь решить многие проблемы современной медицины
Источник: Основы Аюрведической медицины- www.dhanvantari.ru/modules.php?name=Pages&pa=li...
Статьи Ветрова- www.dhanvantari.ru/modules.php?name=Pages&pa=li...
Лекции И.И. Ветрова(руководителя центра "Дханвантари")- ashtanga.narod.ru/dhanvantari-leczii.htm
Нашла здесь:nedorazvmenie.livejournal.com/1056703.html#cuti...