
..Самое обычное и само собой подразумеваемое свойство жизни то, что человек в отличие от животных может при помощи своего ума значительно улучшить и облегчить себе жизнь. Каждый в меру ему отпущенного. И насколько это вообще позволяет жизнь.
В практической, материальной жизни это неукоснительно соблюдающееся правило, а вот в том, что называется жизнью духовной (под духовной жизнью вполне можно понимать то или иное функционирование конкретной психики) это может быть и не всегда так. "Горе от ума", "умная голова дураку дана" и т. п. Главное же то, что мы ничего не можем поделать с преходящестью жизни, с неизбежностью в ней старости, болезней и смерти.
Животные, не имея ума в человеческом понимании (рефлективного мышления), о жизни своей не размышляют, и потому эти три человеческие проблемы им не известны. Люди с легкостью примиряющиеся с этой неприятной особенностью человеческой жизни, к сожалению весьма редки. Для большинства определенные размышления, ожидания, отчаяние, предполагаемое горе мучительны даже больше действительных невзгод, которые рано или поздно каждого все-таки настигают. И делать нечего - надо жить. Известны случаи самоубийств, причиной которых была невыносимость мысли о смерти. Неким страдальцам легче выходило умереть, чем с ужасом дожидаться естественного конца. Это, конечно, малодушие, но такое понятное.. ....
.
читать дальше
В этой ситуации, в ясном осознании ее, и коренится потребность в религии. Если ум может помочь в большинстве практических дел жизни, почему бы ему и не поработать в таком важном и существенном как самоуспокоение? Но ум-то не может иметь дело с фикциями. Главнейшая его функция - отделение правды ото лжи, истины от заблуждения. Собственно, тем сила ума и определяется, насколько он в этом отношении остер и проницателен. Поэтому ум не может сказать человеку: ты никогда не умрешь, ты никогда не будешь болеть и не состаришься. Ум базируется на опыте, а в этих вопросах опыт вполне определен и однозначен. И, однако, уловка есть. Ум силен в практической области, там же где опыт отсутствует, ум нейтрален. И потому ум ничего не может возразить (см. И. Кант, "Критика чистого разума"), когда утверждаются "истины запредельные", "метафизические": о Боге, бессмертии души, существовании загробного мира и т. п. А при желании и возможности может, косвенно, их и подтвердить. А уж, начав, идет до конца. И вот тут оказывается, что религия не один только самообман и самоуспокоение. Обнаруживается, что в мире действительно есть некие реалии не подвластные уму, не могущие быть объясненными им, но, тем не менее, существующие. Собственно, это всегда и подразумевалось, только уму до этого не было, и нет дела. Скажем, всегда совершенно непонятно было, что такое вообще бытие. Почему вообще что-то существует, откуда оно взялось и зачем. Как так получается, что некоторые вещи и предметы этого мира как бы специально подогнаны к каким-то специфическим ситуациям и обстоятельствам, вполне случайно появляющимся в человеческой да и любой жизни. Ум считает (и вполне справедливо), что это не его компетенция и или игнорирует такие явления, или считает их как бы не обсуждаемыми условиями задачи.
Сила религии в ее неопровержимости логическими доводами. Скорее, наоборот, в ее пользу говорит тот факт, что она утешает и обнадеживает там, где бессилен ум. Люди верят, потому что хотят верить. А некоторые религиозные учителя, такие как Христос (притча про Фому-неверующего), апостол Павел или Тертуллиан, так прямо призывают верить даже вопреки очевидности и здравому смыслу и утверждают, что именно за такую веру Бог вознаградит особо. Слабость же ее (религии) в том, что проверить ее обетования очевидно невозможно.
И вот тут появляется мистика. "Мистика это непосредственное получение данных из той области, куда не проникают ни восприятия, ни понятия, следовательно никакое познание. Мистик говорит из своего личного позитивного опыта и потому не может никого убедить..." (Шопенгауэр). Мистик, что называется "просекает" запредельное. Он может находиться там, куда простым смертным путь закрыт. Проще всего объявить мистику шарлатанством. Однако опыт нам говорит, что огульное отрицание непонятного и неправдоподобного на удивление часто приводит к выплескиванию ребенка вместе с водой. Даже в наше, уже весьма искушенное время, и не глупые вроде бы люди отрицали возможность и ценность кибернетики, генетики, о заблуждениях прошлого вообще можно не говорить. Анекдотов и трагедий предостаточно.
Мистики прошлого действовали обычно в русле, существовавших в их эпоху религиозных представлений. Не все религии были столь нетерпимы как христианство и потому бывали эпохи, когда мистика, мистическое знание процветало. Бывало, что оно усложнялось до такой степени, что начинало оказывать сильнейшее влияние на жизнь людей, а, главное, давать явные и осязаемые результаты своей деятельности. Тут уж не было места сомнениям. Мистика, мистики, таким образом укрепляли религию, и потому религия весьма и ценила их (до тех пор, понятно, пока мистика не начинала подвергать сомнению догматы).
Главная же ценность мистики заключается в том, что она как бы подтверждает то, во что религия предлагает только верить. Она как бы дает уже истинную надежду на бессмертие и другую жизнь. Я пишу это все в сослагательном наклонении, потому, естественно, что глубокий мистический опыт все-таки продолжает оставаться уделом единиц, и любой, кто этого пожелает, волен его отрицать. Тем не менее, мистический опыт существует. В той или иной степени его испытал почти любой человек. Для кого-то это очень значимо, для кого-то нет, все определяется индивидуальными склонностями и индивидуальной судьбой.
Метафизика - это попытка, исходя из данного всем опытного знания, вывести некое знание об опыте и эмпирическом мире вообще. Термин принадлежит Аристотелю, который после исследования физики описывал исследования того, что лежит после нее или за ней. "Метафизика" и означает "после физики". Без мистического опыта и опоры на религию метафизика мало что может сказать, а вот с ними она сильна. Метафизика - это, собственно, философское обоснование мистического опыта и религии.
Очень важной частью мистического опыта является магия. В широком смысле, магия это - техника получения желаемого через волевые усилия. Всего в мире мы добиваемся через волевые усилия, и потому можно сказать, что вся жизнь это и есть магия. Некоторые люди так и смотрят на жизнь, на бытие как на магический таинственный процесс, который совершается по воле и под руководством некоей Высшей силы для какой-то таинственной Высшей цели. Практическая же магия - это специфические манипуляции, совершаемые с соблюдением определенных ритуалов с целью достичь того, что недостижимо (или трудно достижимо) естественным путем. Маги специально тренируют волю, психику, воображение. Магические приемы передаются по наследству родственникам или ученикам, и если бы магия не давала результатов, вряд ли бы она была так распространена во все эпохи и имела столько свидетельств своей действенности. Магия это форма мистического опыта, и потому дело индивидуальное и интимное.
Древние религии и соответствующие им формы мистики практически повсеместно признавали учение о перевоплощении душ. Конечность и бедственность данной конкретной жизни уравновешивались надеждой на новую жизнь, которая могла быть и более счастливой и более возвышенной. Вершиной древней мистики было представление о конце перерождений и о конечном слиянии с Богом на вечные времена как награда за праведную жизнь. Первоначально в христианстве тоже существовало подобное воззрение, впоследствии из догматических соображений запрещенное. В 553 г. Пятый Вселенский Собор принял решение, которое гласит: "Кто будет защищать мистическую доктрину о предсуществовании души и следующее из нее утверждение о ее возвращении, тому анафема". В наше время в литературе есть множество описаний людей, помнящих свои предыдущие жизни и предоставивших тому достаточно убедительные доказательства.
Особо отмечу, что мистика в сфере своих представлений содержит убеждение в том, что внутренняя суть человека, его дух, его бессмертная монада божественна и в вечности с божеством неразличима. В этой области существуют разные спекуляции. Некоторые мистики считают, что и соединившись с Богом душа остается индивидуальной, другие верят, что на высшей ступени совершенства индивидуальность исчезает, и остается только Бог.
По правде сказать, это такая область, где слова и убеждения мало значат, и, зачастую, вообще трудно понять, о чем идет речь. Однако все мистики согласны в том, что любой человек, каков бы он ни был, имеет в себе вечную и бессмертную часть. Подразумевается, что на высшей ступени развития адепт бессмертен, неподвержен страданиям и вообще равен (или примерно равен) Богу. Христианские мистики, хотя это и было им запрещено, придерживались практически тех же воззрений (Бёме, Экхарт, Ангелус Силезий).
В сфере религии, мистики, а потому и философии вечно неотвеченным остается вопрос, зачем и почему Бог сотворил мир, почему он сотворил его несовершенным, полным зла и страданий, и почему вследствие этого он его давно не уничтожил или хотя бы не уничтожил само зло. То есть версий предостаточно, но единого мнения нет. Тот или иной ответ зачастую зависит от уровня притязаний мыслителя или принадлежности его той или иной школе.
В книге "Великое Делание" дан один из вариантов такого ответа. Кроме того, в ней нарисована эсхатологическая и сотериологическая картина бытия, то есть разобран вопрос о возможности спасения мира и любого индивидуума от зла и бесконечных перерождений и то, чем в конечном итоге все это бытие может закончиться. Мистическая парадигма персонажами этой книги считается доказанной и в целом сомнениям и критике не подвергается. Книга вообще написана в расчете на тех, кто признает религию, мистику и идеалистическую философию покоящимися на истинных основаниях, а всякий скептицизм в отношении них неуместным.
В этой книге речь идет о Великом Делании, о Высших Адептах, о Боге, Фатуме, Первоначале, о личном совершенствовании и несовершенстве мира, об освобождении, спасении, просветлении, о религиях, мистике, философии, заблуждениях и поисках истины. В ней обсуждаются, что называется, вечные вопросы.
Вечные вопросы волнуют, хоть и не всех людей, но, без сомнения, очень многих. И это не просто праздное любопытство, хотя и оно присутствует. Я не говорю о святых, мудрецах, великих подвижниках и мыслителях, простые люди и читают, и говорят, и размышляют об этом, а зачастую, в прямой зависимости от того или иного понимания всех этих вещей, выстраивают свою жизнь.
Представляется так, что в мире действует какая-то сила, которая побуждает людей погружаться всей душой в эти, казалось бы, абстракции. Это таинственная сила, и ей, очевидно, нужны эти действия, эти размышления не меньше, чем самовоспроизводство и материальное преуспеяние рода человеческого. Я не имею в виду, хочу подчеркнуть это, такой утилитарной людской цели как самоутешение и самообман, которыми руководствуются зачастую религиозные догматики, в виду безотрадности жизни с ее малыми и большими горестями и невзгодами, да еще и со смертью в перспективе. Если они балуются этим, то и ради бога, но человек серьезный и не наивный обмануть себя не может, и никогда не станет этого делать.
В книге этой дается специфическая трактовка вечных вопросов. Подразумевается, что читатель ее должен быть неплохо знаком хотя бы с началами европейского и восточного оккультизма, с основными терминами их и основными понятиями. Подразумевается, что желательно это должно быть не академическое знание, а такое, что подтверждено и личным опытом, и личными убеждениями.
И последнее, хочу обратить внимание на то, что в этой книге важна именно трактовка, никакого принципиально нового знания в ней нет. А вот трактовка такова, что вряд ли оставит равнодушным того, кто знает толк в такого рода литературе и такого рода исследованиях.
Книга составлена и прокомментирована одним из учеников Теэтета, так и подписывающимся: "Ученик". В распоряжении Ученика находятся обширные материалы, оставленные ему Теэтетом, которые он, после соответствующей обработки, также предполагает издать. Мне он предоставил возможность передать этот труд на суд публики, что я и делаю.
Продолжение здесь:
http://zhurnal.lib.ru/k/koncheew/vd_polnhtm.shtml